Общее недоразвитие речи (ОНР) – это разнообразные речевые расстройства, при которых у детей с нормой слуха и интеллекта нарушено формирование всех компонентов речи.
ОНР у детей может быть нескольких уровней, от незначительных отклонений в речи, до ее полного отсутствия.
Особенности речевого развития у детей с первым уровнем ОНР
Первый уровень ОНР характеризуется тем, у ребенка присутствуют лишь незначительные элементы речи, либо она вовсе отсутствует.
Активный словарь ребенка представлен небольшим количеством лепетных слов, при произношении которых ребенок помогает себе жестами или мимикой. Лепетные слова ребенка включают в себя звукосочетания и фрагменты слов.
Те слова, которые ребенок использует в своем разговоре, являются аморфными по значению, так как они не имеют четкого соответствия указываемым предметам и действиям. Кроме того, ребенок может использовать одно и тоже слово для обозначения разных предметов и действий.
Фразовая речь у детей с первым уровнем ОНР отсутствует. Дети могут использовать только слова и однословные слова-предложения. Звукопроизношение нечеткое, «смазанное», невозможность правильного произношения большинства звуков. У ребенка наблюдается ограничение способности произношения слоговой структур слова. В связи с чем, звуковой анализ слова ему недоступен.
Психологический облик детей с первым уровнем ОНР характеризуется наличием черт эмоциональной и волевой незрелости, а также слабой регуляцией произвольной деятельности. В результате наличия малых неврологических дисфункций отмечаются нарушения в регуляции мышечного тонуса, недостаточно тонкой моторики рук и пальцев, несформированность динамического и кинестетического праксиса.
Несмотря на то, что у детей данной группы нет четко выраженных нервно-психических нарушений, в период дошкольного детства они нуждаются в специально организованной коррекционно-логопедической работе, а в последующем в специальных условиях обучения (обучение в специализированной школе).
Особенности речевого развития детей со вторым уровнем ОНР
Второй уровень ОНР характеризуется наличием более развернутых речевых средств, но при этом недоразвитие речи имеет резко выраженные внешние признаки.
У детей со вторым уровнем ОНР в речи присутствует достаточное количество слов, иногда встречаются союзы и предлоги. Однако те слова, которые дети используют в речи, характеризуются неточностью звукового значения и оформления.
Неточность произношения и использования слов характеризуется тем, что в процессе речи ребенок может перефразировать слова, так как ему их удобно произносить, либо заменяет на другие, легкие в произношении слова. Зачастую как вспомогательное средство ребенком используется мимика и жесты.
Во время общения ребенок использует фразовую речь, которая может быть представлена как распространенными предложениями, так и нераспространенными. Однако предложения не оформлены грамматически, что проявляется в виде наличия синтаксических и морфологических аграмматизмов. Основной ошибкой является несогласованность в предложении глагола и существительного.
Одной из основных черт второго уровня ОНР является отсутствие словообразования, а звуковая сторона речи значительно нарушена. Большинство звуков отсутствует, искажается или заменяется. Особенно это характерно для сложных по произношению звуков (свистящие, шипящие, плавные сонорные и т.д.). Большинство твердых звуков заменяется на мягкие и наоборот.
Артикулярно звуки произносятся несколько четче, чем у детей с первым уровнем ОНР. Звукослоговая структура слов нарушена. Особенностью является то, что слоговая структура несколько устойчивее, чем звуковая.
Фонематическое развитие у детей со вторым уровнем ОНР отстает от нормы, им недоступен даже простой по форме фонематический анализ.
Особенности речевого развития детей с третьим уровнем ОНР
Третий уровень ОНР характеризуется более развернутой речью, отсутствием грубых отклонений в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Нарушения в речи у детей третьей группы в основном касаются сложных по оформлению и значению речевых единиц.
Характерными особенностями речи детей третьего уровня ОНР является замена слов, близких между собой по значению, наличие отдельных аграмматических фраз, искажение звукослоговой структуры ряда слов, а также недостатки в произношении артикулярно сложных слов.
Пассивный и активный словарь обогащаются за счет глаголов и существительных. Но при этом в процессе общения ребенок с третьим уровнем ОНР использует неточный набор слов, что проявляется в виде вербального перефразирования.
В общении дети используют достаточно простые предложения. В случае, если возникает необходимость в использовании сложного предложения, то допускаются пространственные, временные и следственные ошибки и нарушения.
Одной из характерных особенностей третьего уровня ОНР является нарушение в виде словоизменения. Так, достаточно часто встречается большое количество ошибок на управлении и согласование, таких как: неверно употребление формы существительного, замена окончаний в словах, ошибки в ударениях, неправильное согласование существительных с глаголами и т.д.
Нарушение в словообразовании проявляется в виде сложности дифференциации родственных и однокоренных слов, ввиду того что ребенок не понимает значение образующих слово морфем.
В отличие от ОНР первого и второго уровня, на третьем уровне звуковая сторона речи существенно улучшается. Так, отсутствует или незначительна дифузность и смазанность простых по артикуляции звуков. Нарушения остаются лишь в некоторых сложных по произношению звуках.
Слоговая структура слова не нарушена, слова произносятся правильно. Однако отмечается некоторая искаженность звуковой структуры сложных слов, либо искажение звуков при произношении незнакомых или малознакомых слов.
Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.