Общая характеристика Нового времени
Новое время - это период в развитии психологического знания, определяемый в рамках с XVI по XVII вв. Этот период характеризуется появлением новых подходов, связанных со стремлением к развитию рациональности и большей доказательности имеющихся теоретических концепций.
Данный период характеризуется расцветом механики, развитием физики, что не могло не повлиять на развитие психологии. Успехи в развитии механики определили новые взгляды и мировоззренческие концепции – Вселенная и природа понимались не как какие-то силы, а как некие огромные механизмы.
Аналогичный механицизм развивался и в развитии взглядов на учения о человеческом теле, которое определялось как некая автоматизированная машина, которая функционирует по определенным законам физики. Такие воззрения получили название «механистический детерминизм».
В этот период развитие психологии вновь объединяется с философскими подходами, поскольку это позволяло сузить предмет психологии до поиска общих закономерностей развития психики в целом, а не живого мира вообще.
Для психологии Нового времени ее предмет определялся в рамках сознания: психология искала ответ на вопрос о способах становления у человека картины мира и самого себя. Исследователи стремились раскрыть и доказать возможности человека в поиске истины на основе знаний, а не веры. Важным вопросом стало изучение разумного и неразумного поведения.
Выделяются два основных направления в исследовании психологической мысли этого периода:
- определение предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных;
- изучение функций души, ее роли в познании и поведении.
Что касается изучения способов получения знаний, то здесь исследователи разбились на два лагеря: сенсуалисты, которые считали, что основой познания являются ощущения, и рационалисты, которые считали, что в основе познания лежит разум.
Представители сенсуализма
Сенсуалисты представляют процесс познания как единый и непрерывный, идущий от ощущений к мышлению, от частного к общему.
Фрэнсис Бэкон является основоположником эмпирического подхода в изучении сознания: он предлагал перейти к описанию его проявлений и характеристик и уйти от поиска содержания предмета души. Ф. Бэкон разделил науку на философию человека и общества: в рамках первой, человек рассматривается как индивидуум отдельно от общества. Философия человека разделяется на науку о душе и науку о теле, им предшествует наука о человеке вообще, которая исследует человека как личность, в связи души и тела.
Томас Гоббс развил новый взгляд на исследование сознания, он заложил основы материалистического учения Нового времени. Он предложил идею о том, что душевная деятельность - это продолжение движений, начатых в органах чувств, которые вступают в ассоциативные связи. Таким образом, Т. Гоббс является основоположником ассоциативной психологии.
Джон Локк также является ярким представителем эмпирического направления в психологии: он считал, что в основе познания лежат идеи, которые являются результатом нашего опыта и приобретены при жизни. Таким образом, психические процессы - это результат ассоциаций ощущений: например, воля - это результат ассоциации чувственных мотивов. Работы Дж. Локка повлияли на развитие школ эмпирической психологии в Англии, Франции и Германии.
Английский мыслитель Дж. Беркли создал идеалистический сенсуализм, который считал, что чувства - единственный способ познания и представлений об окружающем мире.
Еще одним английским сенсуалистом был Дэвид Юм, который также абсолютизировал опытное знание, однако он отмечал, что источником познания является не только опыт внешней действительности, но и внутренней. В связи с этим, он выделял первичные восприятия - образы окружающей действительности, и вторичные - чувственные образы памяти, аффекты, желания.
Представители рационализма
Основоположником рационализма является Рене Декарт, он стремился построить научное знание в систематическом виде, связать его с философскими и математическими принципами. Он предложил дедуктивный метод познания (от общего частного), который строится на наличии врожденных идей: идее Бога, логических законов.
Таким образом, Р. Декарт заложил основы дуализма: противостояния двух субстанций: материи и мышления.
Философ считал, что чувства могут обманывать, поэтому единственный способ познания - это разум, который и является атрибутом души. Р .Декарт сформулировал психическую реальность в рамках сознания, так как психические процессы мы осознаем, а физиологические - нет, соответственно единственный путь познания психических процессов - самонаблюдение.
Философ впервые формулирует психофизическую проблему - соотношение души и тела, признавая первое независимым от второго.
Проявлением души является сознание, оно и отделяет животных от людей.
Р. Декарт считает тело машиной, подчиняющейся законам механики, однако душа воздействует на тело посредством “животных духов”, которые направляются по определенным путям, идущим к мозгу. Таким образом. сущность души - в мышлении.
Другим ярким представителем рационализма является Бенедикт Спиноза - голландский философ, он отказался от идеи представления сознания как отдельной сущности (как у Р. Декарта), выделяя единственную субстанцию - Бога. Таким образом, взгляды Б. Спинозы носят пантеистический характер: Бог отождествляется с природой.
Определяя Бога как единственную субстанцию, Б. Спиноза отмечает, что он обладает полной свободой, человек же как модус - наделен разумом и стремится к свободе, но он ограничен разного рода необходимостями. Поэтому единственный путь к свободе: сделать так, чтобы внешне необходимости трансформировались во внутренние. То есть свобода - это осознанная необходимость.
Б. Спиноза выделяет несколько ступеней познания:
- чувственное отражение окружающего мира (недостоверно и противоречиво),
- познание в результате деятельности разума (логические операции),
- познание в чистом виде (исходит из самого разума человека, это высший уровень).
Немецкий представитель рационализма - Готфрид Лейбниц не принял ни дуализма Декарта, ни пантеизма Б. Спинозы. В ответ на них Г. Лейбниц выдвинул теорию монад (множественности субстанций): весь мир состоит из огромного количества субстанций (монад), которые неделимы, непрерывны и замкнуты в самих себе.
Г. Лейбниц выделяет следующие виды монад: голые монады (в основе неорганической природы), монады животных (обладают ощущениями), монады человека (обладают сознанием), высшая монада (Бог).