Наглядно-действенное мышление — это совокупность процессов и способов действия, необходимых для решения простейших задач с помощью манипулирования объектами, его проявление характерно для малышей в первые годы жизни.
Характеристика наглядно-действенного мышления
Основную характеристику наглядно-действенного мыслительного акта можно свести к низшему элементарному действию. Такие признаки находятся даже у животных, которые относятся к высшей группе представителей фауны. Так, научные опыты над человекообразными обезьянами показали, что их интеллект находится в соответствии с умственным развитием детей раннего возраста.
Для наглядно-действенного мышления ранний опыт имеет в основе познание реальности через конкретные действия. Благодаря им ребенок узнает окружающий мир, исследует обстановку посредством органов чувств. Он начинает ползать, прикасаться к предметам, пробовать их на вкус и на ощупь.
В детстве человек обучается двигательным навыкам, осваивая мелкую моторику и подражая поведению взрослых. В это же время происходит формирование установок: «да» (в случае полезного и важного результата от произведённых действий) и «нет» (при появлении возможности нанести вред поступками, которых, соответственно, необходимо избегать). Таким образом, у человека создаётся информационная база, нужная для наглядно-действенного мыслительного процесса.
Основной тип мозговой деятельности дошкольника представлен исследованием предметов с помощью прикосновений. Он берет игрушку, крутит в руках, пытается ее раскрыть или оторвать отдельные элементы. В детстве индивид считает, что нет понятий, которые нельзя почувствовать, пощупать, услышать или увидеть. Например, когда ребенок закрывает ладошками глаза, он думает, что он становится незаметным для других.
Обучая счёту, ребёнку предлагают использовать реальные палочки. Познание окружающей среды происходит через применение тонкой моторики. По этой причине формирование умения мыслить наглядно-действенно в дошкольном возрасте должно начинаться с практических действий, которые ещё не подчинены планомерности.
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения
Если у ребенка полностью или частично нарушено зрение, то это существенно ограничивает полноту, точность и дифференцированность чувственного отражения действительности. Этот факт отрицательно влияет на все интеллектуальное развитие.
Слепому ребенку приходится одолевать фрагментарность и схематизм осязательных образов, осуществляя дополнительные действия с помощью мышления и возмещая недостатки чувственного опыта. Ученые показали, что такой путь чаще всего способствует проявлению фиктивной компенсации. Так, Л. С. Выготский подчеркнул, что ни в каком случае вербализм и голая словесность не смогли пустить таких глубоких корней, как в тифлопедагогике.
Для формирования мышления у слабовидящих и слепых дошкольников характерно несколько особенностей. Так, можно отметить сложности при установке смысловых связей между объектами, которые нарисованы на картине, существуют трудности при классификации предметов. У таких детей операции анализа, сравнения, обобщения развиты в разной степени, что свидетельствует чаще всего об отставании развития мышления.
У дошкольников с нарушениями зрения недостаточно развито наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Это способно определить своеобразие конкретно-понятийного мышления, в том числе появление трудностей при решении математических задач. У некоторых детей предметные обобщения влияют на формирование речи и становление высших корковых функций.
У дошкольников с нарушениями зрения существует недостаточность сенсорно-перцептивных действий. По этой причине они хуже производят оценку форм, пропорций, пространственных отношений. Все это не способно обеспечить адекватное отражение объекта, включая его детали и их взаимосвязь.
Для дошкольников, которые имеют проблемы со зрением, присущи следующие проблемы:
- Более низкий уровень умений последовательно анализировать и выстраивать графическую конструкцию;
- В основе опознания лежит учет всех информативных признаков и их взаимосвязей;
- Монокулярный характер зрения, который представляет сложности для предметно-практических действий, связанных с наложением, совмещением конструктивных деталей;
- Отсутствие компенсаторного механизма (руки не могут помогать глазам, которые плохо видят).
Методы работы с наглядно-действенным мышлением у дошкольников с нарушениями зрения
Выбор объектов конструирования такими дошкольниками весьма ограничен и включает, главным образом, строительные сооружения и машины. Он значительно беднее у дошкольников с косоглазием и амблиопией, что отражает недостаточность представлений об окружающее мире, в сравнении с нормально видящими детьми.
Дети дошкольного возраста с проблемами в области зрения затрудняются выделять элементы объекта, не могут соотнести их части и признаки. Большие трудности присутствуют и при объединении разрозненных частей в единое целое. Несформированность способностей интегрировать признаки, использовать в сенсорно-перцептивном процессе сравнение, анализ и синтез также присуща для этих детей.
Для детей с нарушениями зрения предусмотрены специальные занятия, которые помогают поднять уровень наглядно-действенного мышления. Как правило, в их процессе у дошкольников наблюдается неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев.
Если ребенку предлагаются действия с игрушкой, то он совершает следующие действия:
- Простое манипулирование;
- Неспецифические манипулятивные действия;
- Целенаправленную пробу;
- Зрительное соотношение;
- Примеривание и др.
Если к трем годам ребенок не научился пользоваться данными способами, то это говорит о недостатках психического развития. Так, до 2,5 лет правомерно использовать силу, но позже уже должны присутствовать перечисленные действия.