Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Механизмы прерывания контакта: слияние, интроекция. Стратегии и техники работы с механизмами прерывания

Определение 1

Механизмы прерывания контакта — это способы нарушения контакта организма и среды. Определение каждого из них имеет большое значение в психотерапевтической работе. Любой механизм предполагает особый подход.

Понятие прерывания контакта

Самые распространенные механизмы прерывания контакта представлены слиянием (конфлуенцией), интроекцией, проекцией, ретрофлексией и эготизмом. Каждый из них соответствует собственному этапу цикла контакта. Например, слияние происходит в преконтакте и характеризуется тем, что индивид не осознает свои желания, чувства и ощущения тела.

После того, как произошло выделение фигуры из напитавшего ее энергетически поля (на стадии контактирования), контакт начинает затрудняться интроекцией и (или) проекцией. На следующей стадии (финальное контактирование) клиент уклоняется от прямого способа удовлетворения своих потребностей. Здесь проявляется дефлексия или ретрофлексия, когда возбуждение обращается на самого себя.

Эготизм характерен для стадии постконтакта. Он появляется, если новый опыт, полученный на предыдущих фазах, не ассимилируется в self. В этом случае он отвергается в пользу уже имеющегося опыта.

Исследователи указывают, что до момента фокусирования возбуждения может возникать слияние. Когда же наступает возбуждение, то говорят об интроекции, в момент встречи с окружающей средой о проекции, во время конфликта и разрушений о ретрофлексии, в процессе финального контакта об эготизме.

Некоторые типы механизмов прерывания обнаруживаются в различных местах цикла. Как правило, сопротивления присущи для определенных циклов.

Особенности механизмов прерывания (слияния, интроекции)

Для защитных механизмов характерны следующие этапы развития:

  • Адаптивный этап (лучшее приспособление к среде),
  • Невротический этап (защитный механизм «закостенел» и не способен помочь адаптироваться, нарушая саморегуляцию),
  • Психотерапевтический этап (проявление защитного механизма в психотерапевтическом процессе или в ходе диагностики).
«Механизмы прерывания контакта: слияние, интроекция. Стратегии и техники работы с механизмами прерывания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Механизмы прерывания иногда возникают у терапевта в процессе работы с клиентами. Об обрыве контакта можно говорить тогда, когда специалисту не хватает опыта распознавания или навыка работы с механизмами прерывания. В этой ситуации он, не осознавая этого, начинает поддерживать механизмы прерывания контакта клиентов. В другом случае терапевты могут прерывать контакт обычным способом, который не осознают.

Рассмотрение механизмов прерывания контакта, включая слияние и интроекцию, представляет собой метод анализа структуры невротического поведения человека в процессе терапевтической сессии. Оно не является методом их классификации.

Для полноты картины чаще всего цитируют Ф. Перлза, который писал, что невроз в качестве нарушения контактной границы может быть вызван первоначальным действием различающихся между собой механизмов. Тем не менее, невозможно говорить, что соответствующее невротическое поведение может стать примером только одного из них. Невозможно и утверждать, что каждое определенное нарушение на контактной границе, как и любое нарушение равновесия в поле, которое объединило организм и среду, формирует невроз или показывает невротический стереотип.

Замечание 1

О паталогическом слиянии говорят, когда клиент не видит границы между собой и средой. Он перестает осознавать собственные потребности и не понимает, что хочет делать и каким образом. Человек не отличает целое от части. Патологическое слияние становится, как правило, основой психосоматических заболеваний.

Существуют два типа слияния. В первом из них не происходит выделения сигнала. Он может сбиваться до того момента, как наступит его осознание. Клиент начинает что-то переживать, но не способен сказать, что именно. Его ощущения смешиваются, одно он принимает за другое. Второй вид представляет собой слияние с другими людьми, когда пропадает граница между «я» и «ты».

Об интроекции говорят в том случае, когда человек начинает впускать в себя чужие установки и убеждения, не «переваривая» их. То, что говорит другой, становится для него безусловным. При возникновении фигуры, становится больше энергии и появляется возбуждение, при этом у организма появляется возможность контакта с окружающей средой. Интроекция исключает данную возможность при выпадении функции «Эго», а возбуждение начинает слишком тревожить человека.

Стратегии и техники работы с механизмами прерывания

Все техники гештальт-терапии делятся на три группы:

  • Сдерживающие техники, задачей которых является фрустрация избегания чувственного опыта (они содействуют уходу от интеллектуализации и ведут к проживанию чувственного опыта);
  • Экспрессивные техники (раскрывающие), которые концентрируются на развитии осознанности с помощью роста способности к интенсивному вниманию (осознанное преувеличенное выражение);
  • Техники интеграции, которые помогают присваивать отчужденные вследствие интрапсихического конфликта части личности.

Каждая техника и стратегия направлены на реализация определенного механизма прерывания контакта.

В процессе работы с дефлексией используют несколько техник. Они могут быть супрессивными и предполагать отказ от повествовательности, которая не предполагает возможности произойти настоящему контакту и получить новый опыт с принятием личной ответственности.

Еще одна техника состоит в конкретизации высказываний. Так, высказывания абстрактного характера дают возможность снижать остроту переживаний, создавая иллюзию безопасности. Как правило, это приводит к непониманию и разочарованию. По этой причине в гештальт-терапии часто клиента просят о конкретизации слов и адресации их определенному лицу.

Стратегия работы с механизмами прерывания может осуществляться путем перевода вопросов в утверждения. Например, вместо вопроса «не кажется ли вам, что?», предполагается высказывание «я считаю, что». Часто применяются и прямые предписания (то есть, вместо расспросов говорят напрямую).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot