Эмоциональная сфера человека
Особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме переживаний, ощущений приятного и неприятного, процесс и результаты деятельности человека составляют эмоции. К ним относятся настроение, чувства, стрессы и т.п. Эмоции включены во всех психические процессы человека.
Сергей Леонидович Рубиншейн полагал, что в эмоциональных проявлениях личности выделяются 3 сферы:
- органическая жизнь;
- интересы материального порядка;
- духовно-нравственные потребности.
Человеческие эмоции индивида прежде всего связаны с его потребностями. Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. По проявляемым чувствам судят о том, что в данный момент волнует человека, какие потребности и интересы являются актуальными для него.
Особенности развития волевой сферы подростка
Волевые качества охватывают специальные личностные свойства, влияющие на стремление индивида к достижению поставленных целей. Волевой акт всегда тесно связан с приложением усилий, принятием решений и их последующей реализацией. Воля – это борьба мотивов.
Развитие регуляции волевого поведения человека осуществляется в нескольких направлениях:
- Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
- Обретение индивидом контроля над своим поведением;
- Выработка волевых качеств личности.
Логика развития всех волевых качеств выражается так: адекватное самоуправление, концентрация усилий, выносливость при больших нагрузках и способность управлять своей деятельностью.
Подросток вначале восхищается волевыми качествами других людей, завидует тем, кто обладает этим – происходит это в 10-11 лет. В 11-12 лет у подростка появляется желание иметь такие качества у себя, а в 12-13 лет приступает к их реализации. Период волевого самовоспитания у подростков начинается с 13-14 лет.
Именно в подростковом возрасте формируется система личностных ценностей, определяющих содержание его деятельности, сферу общения, оценку людей и самооценку.
Признаками волевых качеств подростков выступают следующие:
Дисциплинированность:
- сознательное соблюдение порядка, дисциплины при выполнении правил, требований игры;
- добровольное выполнение установленных правил;
- недопущение проступков;
- хорошее поведение при изменении обстановки.
Самостоятельность:
- выполнение деятельности без помощи и контроля;
- умение занять себя, организовать собственную деятельность;
- отстаивание своего мнения;
- соблюдение выработанных привычек самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
-
- доведение дела до конца, достижение целей;
- продолжение деятельности при нежелании ей заниматься;
- проявление упорства при изменении обстановки.
Выдержка:
- терпение в деятельности;
- умение держать себя в конфликтных ситуациях;
- умение сдерживать эмоции при определенных ситуациях;
- самоконтроль.
Организованность:
- соблюдение порядка на рабочем месте;
- планирование своих действий.
Решительность:
- обдуманное принятие решений;
- уверенное выполнение принятого решения;
- решительность в непривычной обстановке.
Инициативность:
- проявление творчества;
- активная поддержка коллектива;
- проявление инициативы в непривычной обстановке.
В начале подросткового возраста у ребенка проявляется стремление уподоблять взрослым. Чувство взрослости – центральное новообразование этого возраста, по Л. С. Выготскому. Все подростки стремятся приобрести качества взрослого человека, это усиливается, когда взрослые начинают относиться к подросткам более серьезно.
В старшем подростковом возрасте мальчики занимаются саморазвитием у себя волевых личностных качеств. Объект подражания – старшие товарищи. Среди современных подростков распространенным способом саморазвития являются занятия видами спорта с большой физической нагрузкой, где необходимо приложить силу. Волевые качества, сформированные в ходе таких нагрузок, переходят на другие виды деятельности.
Для эмоциональной сферы подростков характерно:
- Большая эмоциональная возбудимость. Подростки часто проявляют вспыльчивость, бурную реакцию на что-либо: их чувства проявляются наиболее ярко, они отстаивают свои интересы, взгляды, мнение. На любую критику или несправедливость к себе или товарищам могут не сдержаться и выплеснуть эмоции;
- Устойчивость эмоциональных переживаний. По сравнению с детьми младшего школьного возраста подростки долго помнят обиды и неприятные ситуации;
- Подросток всегда ожидает страх, это проявляется в тревожности. Повышение тревожности связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, который вызывает различные эмоции;
- Подросток отличается противоречивостью чувств, неопределенностью: они могут защищать своего товарища, понимая, что он достоин осуждения;
- Возникновение переживаний не только по поводу оценки других, но и самооценки, проявляющейся в результате роста самосознания;
- Развитое чувство принадлежности к группе, появление страха быть отверженным;
- Высокие требования к дружбе – общие интересы, нравственные чувства и т.д.;
- Чувство патриотизма.
Таким образом, эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и ее неотъемлемой частью. В подростковом возрасте происходит окончательное развитие эмоционально-волевой сферы. В этом возрасте стабилизируются черты характеры и формы поведения в обществе сверстников. В психологии подростка отмечается главная черта – высокий уровень самосознания.
Особенностью формирования эмоций и воли является чувство взрослости, как центральное новообразование. На основе чувства взрослости развиваются самосознание, критическое мышление, рефлексия.