Сущность психоаналитической техники
Психоаналитическая техника представляет собой комплекс мероприятий взаимодействия психотерапевта и его пациента, целью реализации которых должно стать осознание пациентом его бессознательного.
Главную роль в такой психоаналитической технике отводится психоаналитику, он должен обладать немалым опытом и знаниями, а, главное, беспристрастно относится к пациенту и держать независимое состояние ума, чтобы помочь своему пациенту.
Также важно проводить психоаналитические сеансы периодически, желательно с определенной частотой, это позволит качественнее проводить работу, также и пациент настраивается на определенный рабочий ритм.
Психоаналитические сеансы необходимы для пациента по следующим причинам:
- Психоаналитик с помощью психоаналитических методик, техник и приемов помогает решить психологические проблемы пациента, справиться с ними. Часто люди даже не осознают, что им нужна психологическая помощь, однако это замечают окружающие, поэтому психоаналитик пытается скорректировать поведение больного, найти причины возникновения заболевания;
- Психоаналитик, избавляя пациента от страхов, болезненных симптомов, позволяет ему расти, как личности, двигаться дальше, жить нормальной жизнью. Часто люди из-за своих психологических расстройств «застревают» в определенном положении, они не могут развиваться, ставить новые цели и задачи перед собой. Поле сеансов психоаналитиков, люди часто испытывают эмоциональный подъем, начинают сами осознавать, что были неправы и пытаются изменить жизнь к лучшему.
Психоаналитическая техника Мелани Кляйн и ее особенности
Мелани Кляйн – европейский психоаналитик, которая активно разрабатывала техники и теории психоанализа для выявления и лечения психологических расстройств, преимущественно у детей.
Мелани в своих работах по психоанализу опиралась в основном на знания и опыт Зигмунда Фрейда. Фрейд, в свою очередь, говорил о следующей психоаналитической техники при работе со взрослыми пациентами: необходимо создать атмосферу полного расслабления, главное, чтобы пациент мог свободно ассоциировать, не важно как он это делает и выражается, психоаналитику в этом случае можно использовать кушетку, слушать пациента желательно лежа, но главным аспектом является то, что сам психоаналитик не должен проводить никаких параллелей и не искать в словах и выражениях больного именно то, что он желает услышать.
Мелани Кляйн, как и Фрейд, в своих психоаналитических трудах и приемах использовала концепцию переноса, которая основывается на двух важных составляющих:
- Положительный перенос. Это ситуация, когда пациент, находящийся на сеансе у психоаналитика начинает осознанно, но в тоже время бессознательно рассказывать о чем-то хорошем, возможно с олицетворением героев, эти герои могут быть как из настоящего, также из прошлого или даже не существующие. Такой положительный перенос передает по факту чувства и эмоции пациента, а не факты, поэтому психоаналитику важно отследить эмоциональное состояние пациента в этот момент, а не заострять внимание на том, что он говорит;
- Негативный перенос. Кляйн считает, что негативный перенос – это как раз та отправная точка в психоаналитике, отталкиваясь от которой можно эффективно достигать результатов. Когда пациент рассказывает о чем-то негативном из прошлого или настоящего, он реально переживает, испытывает тревогу. Главное психоаналитику определить тот начальный момент, с которого все начиналось, что привело пациента к переживаниям и страхам. Также Мелани акцентирует внимание на том, что главное в такой терапии, чтобы врач действительно понимал негативный перенос, верно его трактовал, только тогда он сможет помочь своему пациенту.
Мелани Кляйн была сторонником концепций и теорий Зигмунда Фрейда, однако ей были особо интересны не сами концепции и их содержание, а непосредственно суть того, что испытывает сам пациент, когда теории и техники начинают действовать на практике, то есть конкретное содержание мыслей и чувств больного.
Следовательно, Мелани не разграничивала теорию концепции и практику, ей было интересно практическое взаимодействие этих двух направлений, тогда как Фрейд более увлекался самим теориями. Также Мелани говорила о важности отношений на сеансе между психоаналитиком и пациентом, между ними должна быть связь, дружеская, доверительная, иначе пациент не сможет раскрыть свои чувства полностью, до конца, ввиду чего психоаналитик не сможет ему помочь.
Также в психоаналитической технике Мелани Кляйн часто встречается понятие «бессознательных фантазий». Фрейд и многие ученые того времени не поддерживали идею бессознательных фантазий, наоборот, они были сторонниками утверждения, что все фантазии сознательные и основываются на чем-либо. Однако, Мелани говорила о том, что если человек не знает о чем-либо или не имеет полной и достоверной информации, то его фантазии бессознательные, так как он представляет нечто, о чем не имеет пока понятия.
Примером таких фантазий могут быть представления о других странах или животных, когда ребенок еще не видел этого, но где-то отдаленно что-то слышал. В фантазиях ребенка эти животные или страны могут быть представлены как угодно, а в них уже существует как положительный перенос, так и негативный, как раз связанный с реальными ситуациями.
Таким образом, психоаналитические теории помогают людям справиться с различными психологическими проблемами. Надо заметить, что Мелани работала преимущественно с детьми и считала, что все расстройства психологического характера у людей идут преимущественно из детства, именно в этом возрасте зарождаются страхи, появляются первопричины дальнейшей болезни, поэтому работу с детьми она считала наиболее важной и продуктивной.