Сущность понятия «ранний возраст»
Под ранним возрастом ребенка понимают возраст с первого года жизни до трех лет. Первый год жизни ребенка называют младенческим возрастом, а период от одного до трех лет собственно ранним возрастом.
Для данного периода характерно интенсивное развитие всех органов и систем, особенно, мозга. Функции коры головного мозга активно развиваются при взаимодействии субъекта с окружающим миром.
Активное изучение психологии младенческого возраста начинается со второй половины 20 века. На первых этапах младенец определялся как преимущественно природное существо, которое в течение процесса жизнедеятельности социализируется. На сегодняшний день младенец рассматривается как социальный организм, который развивается в социальной среде.
Особая роль в изучении психологии младенчества отводится взаимоотношениям матери и ребенка.
Основные особенности развития ребенка раннего возраста
В развитии ребенка раннего возраста выделяют следующие особенности.
Быстрый темп развития.
В раннем возрасте наблюдается быстрое увеличение массы, пропорций, длины тела. Изначально ребенок представляет собой беспомощный организм, который не может самостоятельно удовлетворить ни одну из своих потребностей, но уже к двум месяцам он приобретает условные рефлексы.
На второй или третей неделе жизни у новорожденного появляется слуховое сосредоточение, т.е. при возникновении определенного звука, ребенок замолкает и замирает. Через некоторое время, на третьей или пятой неделе возникает зрительное сосредоточение, при котором новорожденный способен задерживать взгляд и замирать при появлении яркого предмета.
Позже при виде матери или взрослого, который за ним ухаживал, у ребенка появляется бурная эмоциональная реакция, которая сопровождается движениями рук и ног, громкими звуками и улыбкой. Все эти признаки говорят о потребности младенца в общении.
Для развития ребенка раннего возраста характерна его скачкообразность, т.е. периоды накопления сменяются критическими периодами. Во время скачков за короткий промежуток времени заметно меняется облик ребенка. К таким периодам относят: 1 год – когда ребенок начинает ходить; 2 года – когда формируется наглядно-действенное мышление, является важным этапом в процессе формирования речи; 3 года – ребенок начинает осознавать себя как личность, наблюдается взаимосвязь между поведением и развитием со второй сигнальной системой.
Отсутствие таких скачков развития может является признаком дефектов развития или воспитания. Критические периоды являются сложными этапами для ребенка, которые могут сопровождаться определенными функциональными расстройствами. В такие периоды следует сделать акцент на уходе за ребенком и соблюдении режима.
Для детей раннего возраста свойственна неустойчивость и незавершенность при овладении определенными навыками или умениями.
Следует отметить важность формирования простых форм памяти у ребенка раннего возраста. Первой формой, которая появляется у человека, является узнавание. Ребенок рассматривает игрушку и на следующий день не узнает ее, однако, уже на 3-4 месяце жизни он способен узнать ее и предпочесть остальным. Ребенок в возрасте четырех месяцев может отличить лицо знакомого человека от незнакомого.
Тесная взаимосвязь состояния здоровья, физического и психического развития ребенка.
Чем более здоровый и физически крепкий ребенок, тем менее он подвержен болезням и лучше развивается. Небольшие изменения в состоянии здоровья оказывают влияние на его настроение и эмоции.
В раннем возрасте ребенка наблюдается высокий уровень ориентировочных реакций на внешний мир. Это оказывает стимулирующий эффект на сенсомоторные потребности. Важно создать ребенку возможность получения различных видов информации и впечатлений для нормального развития.
Сенсорные потребности способствуют повышению двигательной активности ребенка, с помощью которой он познает окружающий мир.
Значимую роль в развитии ребенка играет движение рук. Ощупывание предмета наблюдается примерно на четвертом месяце жизни ребенка, а на 5-6 месяце он может уже схватить предмет. Хватание представляет собой первое сложное и целенаправленное действие с предметом. С 10 месяца ребенок раннего возраста может использовать предметы почти корректно с помощью подражания взрослым.
Эмоции.
Эмоции играют значительную роль в формировании познавательных способностей ребенка раннего возраста. Они зависят от общения с близкими родственниками. На данном этапе для ребенка характерно непроизвольное внимание, которое можно переключить заинтересовав его чем-либо. Так еще не понимая смысла речи матери или родственников, дети раннего возраста могут реагировать на интонацию и эмоциональное настроение взрослых.
Ребенок, научившись бурно радоваться матери, улыбается любому человеку. Однако, в возрасте 7-8 месяцев у ребенка наблюдается явное беспокойство при появлении незнакомого взрослого. В 7-11 месяцев формируется «страх расставания», т.е. страх и грусть при исчезновении матери.
На данном этапе развития дети обладают большой ранимостью, для них характерны перемены эмоционального состояния, быстрая утомляемость, частая заболеваемость.
Виды действий
Для данного возраста характерно два вида действий:
Соотносящиеся действия.
Суть соотносящихся действий в установлении пространственных взаимоотношений между предметами. К примеру, сбор пирамидки или матрешки;
Орудийные действия.
Они помогают ребенку понять принцип воздействия одного предмета на другой. Процесс познания указанных действий происходит под контролем взрослых. Например, мать объясняет и показывает ребенку, как нужно пить из кружки, или как копать лопаткой песок.
Ребенок раннего возраста уже может ходить, выполнять определенные действия с предметами, начинает понимать речь. Этот период расширяет возможности общения со взрослыми, что является базисом познавательного и эмоционального развития ребенка.