Поведение – это совокупность определенных действий в отношении окружающей среды и внешних проявлений жизнедеятельности человека.
Особенности познавательной сферы детей
В познавательной сфере у детей с умственной отсталостью проявляется интерес к игрушкам и различным предметам. Ребенок начинает знакомиться с их свойствами, делая выбор по образцу (цвет, форма, величина).
В этой области отмечены также продвижения в развитии целостного восприятия, у ребенка развивается зрительная ориентировка, но он затрудняется сделать выбор из большого числа элементов (не способен определить тонких отличий). У умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте страдает формирование целостных образов. Выполняя задания, умственно отсталые дошкольники не умеют использовать поисковые способы (например, примерка, проба).
Развитие восприятия происходит неравномерно. Дети не могут переносить усвоенный способ действия с одной ситуации на другую. Также им трудно дается восприятие свойств, знание их названий, возможность осуществлять действия, учитывая данные свойства, и возможность произвести на его основе простые обобщения. Дети, которые успешно выделяют свойства в процессе учебных занятий, не способны выделять их в бытовых ситуациях.
Представления умственно отсталого дошкольника, касающиеся окружающего мира, обладают ограниченным характером. Они характеризуются поверхностностью, фрагментарностью и определенным искажением. Нарушенными также являются представления о самом себе и близком окружении, о временных и пространственных составляющих.
Особенности психических процессов детей с умственной отсталостью
Для памяти умственно отсталых детей в дошкольном возрасте характерно снижение продуктивности. Это касается ее основных процессов, при этом запоминание имеет низкий объем, неточность, замедленность.
Дети воспроизводят информацию, искажая ее и привнося что-то свое. В большей степени нарушена у таких дошкольников смысловая память. Они способны лишь запомнить внешние признаки, которые иногда случайно зрительно воспринимаются. Сложнее для них запомнить внутренние логические связи, что присуще для эпизодической забывчивости.
У дошкольника с умственной отсталостью особенным образом развивается внимание - его сложно привлечь к объекту. Такие дети с трудом концентрируются, их внимание неустойчиво, помимо того, им свойственно замедленное переключение внимания. Даже если умственно отсталый ребенок заинтересован объектом, его внимание быстро истощается. В большей степени здесь может пострадать произвольное внимание.
Преобладающим видом мышления является наглядно-действенное, при этом оно также отстает от возрастных норм. Решая наглядно-действенные задачи, умственно отсталые дошкольники чаще всего не осознают наличие проблемы. У них нет стремления к поиску решения, они равнодушны к результату, не применяют вспомогательные средства, решая наглядные задачи через хаотические пробы и повторяя одинаковые непродуктивные действия. До конца этого возрастного периода у таких детей практически отсутствует возможность решения наглядных задач образного характера.
Речь, игра и продуктивная деятельность умственно отсталых дошкольников
Для речи умственно отсталых детей характерно нарушение всех сторон речи, включая:
- фонетическую,
- лексическую,
- грамматическую.
Можно отметить трудности при осуществлении звукового (буквенного) анализа и синтеза, в процессе восприятия и понимания речи.
Для большей части детей с умственной отсталостью в дошкольный период только начинается развитие речи. Их первые слова появляются только после трех лет, а фразами они начинают говорить к концу дошкольного периода. Для фразовой речи присуще большое количество фонетических и грамматических ошибок.
Ребенок в этот период не способен овладеть грамматическим строем речи. Особенно это отражается на связной речи. У умственно отсталого ребенка долгое время сохраняется ситуативное значение слов, при этом речь взрослых людей или совсем не может быть понята, или понимается неточно.
В случае с умственной отсталостью страдает не только познавательная деятельность. Личность не развивается в целом. У таких детей элементарные органические потребности преобладают над духовными. Развитие высших духовных потребностей происходит со сложностями и с существенным отставанием, если сравнивать с нормой.
Что касается мотивов поведения и деятельности, то они обладают ситуативным характером, неустойчивостью и недостаточной степенью осознанности. Интересы умственно отсталого ребенка поверхностны, не отличаются глубиной, однообразны. Эмоциональную сферу отражают недоразвитие эмоций и чувств.
На начало дошкольного возраста у умственно отсталых детей почти не возникает предметная деятельность. Их деятельность, связанная с предметами, остается на уровне манипуляций. В младшем дошкольном возрасте ребенок в основном овладевает специфическими манипуляциями, ложащимися в основу создания зрительно-двигательной координации и выявления отношений (свойств) предметов.
Процесс овладения специфическими манипуляциями без наличия специальных обучающих мероприятий происходит медленно. Это обусловлено тем, что у ребенка не проявляется настоящий интерес к окружающему (предметному) миру. Интерес к предмету (например, к игрушке) оказывается краткосрочным, поскольку побуждается только внешним видом. Исследователям удалось наблюдать большое число неадекватных действий с предметами, количество которых снижается только к 6 годам.
Изобразительная и конструктивная деятельность и поведение у умственно отсталых детей вне рамок обучения практически не возникает. У такого ребенка не могут появиться конструктивные умения и предметный рисунок. В ходе обучения предметные рисунки обладают примитивным, фрагментарным характером, не передают целостный образ и форму. С другой стороны, они являются усвоенным ребенком графическим штампом, который не отражает реальный объект.
В дошкольном возрасте начинают свое формирование составляющие трудового поведения. В первую очередь, это навыки самообслуживания, однако при их выполнении движения ребенка нечеткие, неуверенные, суетливые. Для них присуще нарушение последовательности действий.