Память представляет собой интегративную функцию, которая во многом определяет успешность развития прочих психических процессов.
Особенности развития памяти
Память ребенка максимально чувствительна к любым мозговым изменениям. По этой причине она способна выступать в качестве «индикатора» состояния мозга в целом, что имеет большое значение для детей с ОНР.
Феномен памяти являлся предметом исследования у многих ученых. Они давали разные объяснения ее структуре, генезу и взаимодействию с другими психическими функциями. Разные авторы (например, Л. С. Выготский, П. Жане, З.М. Истомина и А.Р. Лурия) рассматривали проблему развития памяти дошкольников с ОНР (общее недоразвитие речи).
Проблема диагностирования памяти у дошкольников с ОНР представляет собой одну из важнейших проблем при организации обучения таких детей. Память считается одной из более сложных форм психической деятельности. В ходе своего развития она тесным образом связана с речью. Формирование речевых функций у детей с ОНР, как правило, замедленно и своеобразно.
Составляя диагностическую программу исследования аспектов памяти, авторы использовали в модифицированном виде часть приемов и методов, описанных А. Р. Лурией. Формируя диагностическую программу, важно брать за основу несколько критериев:
- Определение объекта запоминания, в соответствии с преобладающими ощущениями (память может быть зрительной, слуховой и т.д.);
- Длительность сохранения информации;
- Степень волевой регуляции.
Исследование памяти дошкольников с ОНР
В исследованиях дошкольников с общим недоразвитием речи должны использоваться методики, сконцентрированные на исследовании аспектов зрительной и слуховой памяти. Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР чаще всего предусмотрено использование методик «Картинки», «Запомни рисунки», «Десять слов» (А. Р. Лурия), «Запомни фразы» (Н. Я. Головнева).
На первом этапе исследования у детей с ОНР, как правило, отмечается несколько особенностей. При запоминании слов и картинок, испытуемые в большинстве случаев производили замену одного слова другим из одинаковой лексико-семантической группы. Также они использовали слова, которые называли без определенной связи с картинкой.
Сложности в запоминании и воспроизведении различных категорий слов и названий картинок у дошкольников с ОНР связаны с бедностью словаря, неточностью в употреблении слов, отсутствием сформированных семантических полей, трудностью в актуализации словаря.
Воспроизводя фразы, дошкольники часто не могут даже передать смысл фразы, не всегда точно определяя длину фразы. Сложности в воспроизведении характеризуются узким объемом запоминаемых сведений, сниженной точностью самого воспроизведения словесных раздражителей и маленькой прочностью удержания речевого сигнала.
Что касается длительности сохранения в памяти, то здесь важно обратить внимание на разделение памяти на кратковременную и долговременную. В этом случае можно использовать методику, разработанную Н. Я. Головневой. Она называется «Картинки» и направлена на исследование аспектов кратковременной и долговременной памяти.
Выполняя задания второй стадии исследования, чаще всего можно отметить несколько особенностей:
- Смысловую замену;
- Замену слов, которыми обозначаются предметы, на слова, которые значат действия с этими предметами;
- Лучшее запоминание названий предметов, которые больше знакомы дошкольникам в повседневной жизни и более легкие для того, чтобы произносить их.
Результаты запоминания у большей части дошкольников с ОНР значительно ухудшаются в случае отсроченного воспроизведения наименований картинок. Это отражает низкий уровень развития долговременной памяти.
С точки зрения степени волевой регуляции памяти принято разделять произвольную и непроизвольную память. По этой причине на третьей стадии исследования дошкольников с ОНР целесообразно воспользоваться методикой А. Р. Лурии, названной «Вспомни картинки».
Выполняя задания третьей стадии исследования, как правило, отмечается следующая особенность: большая часть испытуемых при получении установки на запоминание картинок, пытается запоминать их, проговаривая чуть слышно названия. Когда же назвали то, что они запоминали, то они пытались вспомнить названия картинок и проговаривали уже названные картинки несколько раз. Это объясняется тем, что дошкольники не способны владеть приемами и средствами запоминания, поскольку у них преобладает механическое запоминание.
Анализ экспериментальных данных о памяти дошкольников с ОНР
После проведения исследований дошкольников с общим недоразвитием речи, появилась возможность сделать несколько выводов. Во-первых, зрительная память при наличии общего недоразвития речи развита относительно хорошо. Можно отметить заметное снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания.
Дошкольники с ОНР запоминают лучше на слух отдельные слова, чем фразы. Чаще всего они забывают сложные инструкции, меняя последовательность предлагаемых заданий и не пытаясь уточнить полученное задание. Нарушение состава деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкций каждый раз способно указывать на низкий уровень памяти, связанной со слухом.
У дошкольников с ОНР лучше развита кратковременная память. Для них присущ долгий период для припоминания и быстрое забывание. На более прочное запоминание у групп таких детей влияет частота употребления фраз и сложность произношения слов. Так, для ребенка с ОНР необходима помощь со стороны экспериментатора.
ОНР (общее недоразвитие речи) негативно влияет на уровень развития памяти у детей в старшем дошкольном возрасте. При этом составленная диагностическая программа, сконцентрированная на исследовании памяти, дает возможность определить многие аспекты данного психического процесса.