Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности памяти у дошкольников с ОНР

Определение 1

Память представляет собой интегративную функцию, которая во многом определяет успешность развития прочих психических процессов.

Особенности развития памяти

Память ребенка максимально чувствительна к любым мозговым изменениям. По этой причине она способна выступать в качестве «индикатора» состояния мозга в целом, что имеет большое значение для детей с ОНР.

Феномен памяти являлся предметом исследования у многих ученых. Они давали разные объяснения ее структуре, генезу и взаимодействию с другими психическими функциями. Разные авторы (например, Л. С. Выготский, П. Жане, З.М. Истомина и А.Р. Лурия) рассматривали проблему развития памяти дошкольников с ОНР (общее недоразвитие речи).

Проблема диагностирования памяти у дошкольников с ОНР представляет собой одну из важнейших проблем при организации обучения таких детей. Память считается одной из более сложных форм психической деятельности. В ходе своего развития она тесным образом связана с речью. Формирование речевых функций у детей с ОНР, как правило, замедленно и своеобразно.

Составляя диагностическую программу исследования аспектов памяти, авторы использовали в модифицированном виде часть приемов и методов, описанных А. Р. Лурией. Формируя диагностическую программу, важно брать за основу несколько критериев:

  • Определение объекта запоминания, в соответствии с преобладающими ощущениями (память может быть зрительной, слуховой и т.д.);
  • Длительность сохранения информации;
  • Степень волевой регуляции.

Исследование памяти дошкольников с ОНР

В исследованиях дошкольников с общим недоразвитием речи должны использоваться методики, сконцентрированные на исследовании аспектов зрительной и слуховой памяти. Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР чаще всего предусмотрено использование методик «Картинки», «Запомни рисунки», «Десять слов» (А. Р. Лурия), «Запомни фразы» (Н. Я. Головнева).

«Особенности памяти у дошкольников с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На первом этапе исследования у детей с ОНР, как правило, отмечается несколько особенностей. При запоминании слов и картинок, испытуемые в большинстве случаев производили замену одного слова другим из одинаковой лексико-семантической группы. Также они использовали слова, которые называли без определенной связи с картинкой.

Сложности в запоминании и воспроизведении различных категорий слов и названий картинок у дошкольников с ОНР связаны с бедностью словаря, неточностью в употреблении слов, отсутствием сформированных семантических полей, трудностью в актуализации словаря.

Воспроизводя фразы, дошкольники часто не могут даже передать смысл фразы, не всегда точно определяя длину фразы. Сложности в воспроизведении характеризуются узким объемом запоминаемых сведений, сниженной точностью самого воспроизведения словесных раздражителей и маленькой прочностью удержания речевого сигнала.

Что касается длительности сохранения в памяти, то здесь важно обратить внимание на разделение памяти на кратковременную и долговременную. В этом случае можно использовать методику, разработанную Н. Я. Головневой. Она называется «Картинки» и направлена на исследование аспектов кратковременной и долговременной памяти.

Выполняя задания второй стадии исследования, чаще всего можно отметить несколько особенностей:

  • Смысловую замену;
  • Замену слов, которыми обозначаются предметы, на слова, которые значат действия с этими предметами;
  • Лучшее запоминание названий предметов, которые больше знакомы дошкольникам в повседневной жизни и более легкие для того, чтобы произносить их.

Результаты запоминания у большей части дошкольников с ОНР значительно ухудшаются в случае отсроченного воспроизведения наименований картинок. Это отражает низкий уровень развития долговременной памяти.

С точки зрения степени волевой регуляции памяти принято разделять произвольную и непроизвольную память. По этой причине на третьей стадии исследования дошкольников с ОНР целесообразно воспользоваться методикой А. Р. Лурии, названной «Вспомни картинки».

Выполняя задания третьей стадии исследования, как правило, отмечается следующая особенность: большая часть испытуемых при получении установки на запоминание картинок, пытается запоминать их, проговаривая чуть слышно названия. Когда же назвали то, что они запоминали, то они пытались вспомнить названия картинок и проговаривали уже названные картинки несколько раз. Это объясняется тем, что дошкольники не способны владеть приемами и средствами запоминания, поскольку у них преобладает механическое запоминание.

Анализ экспериментальных данных о памяти дошкольников с ОНР

После проведения исследований дошкольников с общим недоразвитием речи, появилась возможность сделать несколько выводов. Во-первых, зрительная память при наличии общего недоразвития речи развита относительно хорошо. Можно отметить заметное снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания.

Дошкольники с ОНР запоминают лучше на слух отдельные слова, чем фразы. Чаще всего они забывают сложные инструкции, меняя последовательность предлагаемых заданий и не пытаясь уточнить полученное задание. Нарушение состава деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкций каждый раз способно указывать на низкий уровень памяти, связанной со слухом.

У дошкольников с ОНР лучше развита кратковременная память. Для них присущ долгий период для припоминания и быстрое забывание. На более прочное запоминание у групп таких детей влияет частота употребления фраз и сложность произношения слов. Так, для ребенка с ОНР необходима помощь со стороны экспериментатора.

ОНР (общее недоразвитие речи) негативно влияет на уровень развития памяти у детей в старшем дошкольном возрасте. При этом составленная диагностическая программа, сконцентрированная на исследовании памяти, дает возможность определить многие аспекты данного психического процесса.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot