Отношения младших школьников со сверстниками — это отношения, в которых начинают преобладать коллективные связи. В этот период происходит смена ведущей деятельности детей с игровой на учебную.
Психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников
В младшем школьном возрасте меняется среда, коллектив и окружение ребенка. В это время приобретаются навыки социального взаимодействия со сверстниками, что представляет собой одну из важнейших задач развития на данной стадии.
Основная особенность младшего школьного возраста заключается в смене деятельности ребенка. Именно преобладание учебной деятельности, пришедшей на смену игровой, влияет на начало перестройки психических процессов и функций.
Психологи рассматривают в качестве главного новообразования младших школьников рефлексию, которая способна помочь детям сопоставить их ценности, мнение и поведение с ценностями, мнениями и поведением окружающих людей. Школьники в начальных классах анализируют и оценивают свое поведение и поступки.
Общественная система отношений, в которую включен каждый индивид с момента своего рождения и до смерти, создает субъективные отношения к любой стороне действительности. Такая система отношений человека к миру и к самому себе представляет собой наиболее специфическую характеристику личности.
Отношения в психологии представляют собой форму отражения человеком окружающей действительности. Общение и отношения обладают различной природой и могут являться дифференцированными в соответствии со своими функциональными характеристиками. Общение в рамках отношения считается частным видом коммуникации, которая специфична для высокоразвитых живых существ, включая человека.
Развитие межличностных отношений происходит в трех направлениях:
- Ребенок-ребенок (в классах между детьми, общение со сверстниками);
- Ребенок-учитель (общение с учителем);
- Ребенок-родитель (общение в семье между ребенком, матерью и отцом).
Как известно, в младшем школьном возрасте общение с взрослыми людьми отходит на второй план. У детей формируются новые потребности, мотивы, коммуникационные средства. По этой причине младшие школьники начинают предпочитать в большей степени общество других детей. Это связано с развитием устойчивого мнения о себе, становлением «Я-концепции», отражающей отношение к самому себе и к окружающим людям.
Содержание и проблемы отношений младших школьников
Многие ученые в своих работах отмечали, что межличностные отношения младших школьников чаще всего наполняются эмоциональным содержанием. Используя такие чувства, как радость, печаль, грусть учащиеся начальных классов выражают свое отношение к взрослым и сверстникам. По этой причине в развитии межличностных отношений младших школьников необходимо развивать навык понимания эмоций.
Благодаря эмоциям, дети дают оценку своим взаимоотношениям с одноклассниками и преподавателями. Данная оценка имеет для ребенка огромное значение, поскольку она исходит непосредственно от его мыслей и чувств.
Одна из основных проблем в межличностных отношениях младших школьников представлена несформированностью у детей коммуникативных навыков и умений. Межличностное взаимодействие со сверстниками по этой причине вызывает иногда затруднения.
С поступлением в школу у детей перестраиваются психические процессы и функции в организме. Ведущий вид деятельности (игровой) меняется на новый (учебный), при этом ребенок начинает приобретать новые навыки. Самый главный навык — это рефлексия.
Общение с родственниками после начала обучения в школе отходит на второй план. Приоритетными становятся новые отношения с учителями и одноклассниками. Ребенок включается в новый коллектив, но это происходит не в один момент, а постепенно. Здесь начинает складываться система межличностных отношений, где большое значение имеет педагог.
У школьника расширяется круг интересов и обязанностей, что способствует развитию характера, воли и личности в целом.
Подходы к определению сущности межличностных отношений
В целом межличностные отношения представляют собой непосредственные связи и отношения, которые формируются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими личностями. Другими словами, это эмпирические отношения людей в их реальном общении, которые заключаются в специфическом виде отношения человека к человеку.
Существует несколько подходов к раскрытию сути межличностных отношений младших школьников. Личностный подход, последователем которого был Б. Г. Ананьев и В. Н. Мясищев, рассматривает категорию «отношения» как четко дифференцированное понятие «общение» и «взаимоотношения». В этом случае говорят о дифференциации, происходящей по принципу субординации.
В рамках личностного подхода взаимоотношения с людьми ученые рассматривают в качестве разновидности отношений личности к окружающей действительности. Общение в этом случае представляет собой частный случай взаимоотношений.
В соответствии с социально-психологическим подходом дифференциация категорий «общение» и «взаимоотношения» осуществляется по принципу координации. Межличностные взаимоотношения рассматриваются в нем как мотивационное «ядро» общения, внутренняя, личностная основа взаимодействия.
Общение — это внешний феномен взаимоотношений, являющийся стороной их выявления, процессом реализации и вместе с тем формированием взаимоотношений. Оно представляет собой основу для развития разных типов взаимоотношений людей. Взаимоотношения здесь — это внутренняя основа и содержание общения.
Субъектный подход, последователем которого был Д. Б. Эльконин, рассматривает понятия «общение» и «отношения» в качестве двух сторон единого явления. Этот подход их четко не дифференцирует. Отношения здесь представлены внутренней стороной общения, готовностью к общению, внутренне аккумулированным опытом.