Психологические особенности подростков
Межличностное взаимодействие – это взаимная позиция одной личности по отношению к другой, предполагающая взаимную связь, осуществляющаяся в форме деловых и личных взаимоотношений и накладывающая отпечаток на общение.
Подростковый возраст – это переход от детства к самостоятельной взрослой жизни, т.е. это возраст промежуточного положения между взрослостью и детством. Духовная и физическая жизнь подростка перемещается во внешний мир, а отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Игра остается в прошлом, потому что подростки занимаются совместной деятельностью и обсуждают жизненно важные для них темы.
Подростковый возраст, по возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, охватывает 11-15 летних детей, когда все познавательные процессы и творческая активность достигают высокого уровня развития.
В перестраивающейся памяти начинает активно развиваться логическая память, в то время как развитие механической памяти замедляется. Отношение между памятью и мышлением меняется – мышление определяется памятью.
Для подростка вспомнить – значит мыслить, а мыслить, значит вспоминать. В этом возрасте для запоминания большого объема учебного материала, необходимо установить логическую связь между его частями.
Речь подростка становится богаче, а мышление – понятийным, теоретическим. Происходит формирование общих и специальных способностей, включая те, что понадобятся для будущей профессии.
Подростки очень чувствительны к мнению окружающих относительно своей внешности, хотят создать хорошее впечатление о себе и предпочитают лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. В разговоре с подростками взрослому человеку лучше отказаться от прямых оценок и принимать их надо такими, какие они есть. Часто поведение подростков демонстративно, с проявлением внешнего бунтарства, со стремлением выйти из-под контроля взрослых. В это время они могут нарушать правила поведения, отстаивать свою точку зрения, даже если не уверены в её правильности. Боясь быть отвергнутыми, они испытывают большую потребность в общении и дружбе.
У подростков появляется стремление к эпатажности, что объясняется желанием быть принятыми сверстниками, которые, по их мнению, обладают более значимыми качествами. Повышенная эмоциональность заставляет их думать, что они могут справиться с любой проблемой, но адекватно оценивать свои силы ещё не умеют.
Подростковая устойчивость к стрессам очень низкая.
Для этого возраста сохраняется склонность к поведенческим реакциям, характерным для младшего возраста – это реакция отказа, реакция протеста, реакция имитации, компенсации, гиперкомпенсации.
Психологические реакции часто формируют в этот период характерное поведение – эмансипацию, отрицательную имитацию, группирование, хобби-реакцию.
Центральным новообразованием подростков является «чувство взрослости», которое проявляется в стремлении к самостоятельности и желании оградить некоторые стороны своей жизни от родительского вмешательства.
Специалисты выделяют несколько особенностей этого возраста:
- подражание взрослым, например, употребление алкоголя, курение, интерес к проблемам пола;
- мальчики стремятся соответствовать представлению о «настоящем мужчине»;
- социальная зрелость, складывающаяся в ситуациях сотрудничества с взрослыми;
- интеллектуальная взрослость, связанная с развитием познавательных интересов, с появлением самообразования за рамками школьной программы.
Межличностное взаимодействие подростков
Межличностное общение является непременным условием деятельности, а вид деятельности накладывает свой отпечаток на содержание, форму, течение процесса общения.
Друзья, как правило, играют важную роль в ходе формирования идентичности, поэтому подростки, чтобы принять свою идентичность, должны почувствовать принятие её другими. В группах сверстников подростки ищут поддержку, чтобы справиться с теми изменениями, которые происходят с ними в этом возрасте, к тому же общество сверстников необходимо для развития социальных навыков.
Подростки учатся у сверстников формам поведения и тем ролям, которые им подходят больше всего.
Для подростков характерно заводить новых друзей и поддерживать отношения со старыми благодаря такому элементу, как социальная компетентность, отчасти позволяющая проводить социальные сравнения. Благодаря этим сравнениям подростки определяют свое отношение к окружающим их компаниям и выбирают близких друзей.
Рисунок 1. Межличностное взаимодействие подростков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Общение выходит за пределы школы, выделяясь в самостоятельную сферу жизни подростка, которая имеет свои события, происшествия, победы, поражения, открытия и разочарования, радости и огорчения. Отношения со сверстниками становятся сферой личных его отношений, и он предпочитает действовать в них самостоятельно, а нетактичное вмешательство взрослых вызывает протест и обиду.
Подростки стремятся к общению и совместной деятельности со своими сверстниками и также стремятся быть принятыми товарищами и уважаемыми ими. Как личную драму они воспринимают отсутствие близких товарищей, разрушенную дружбу, сложные отношения с одноклассниками. Осуждение их коллективом является очень неприятной ситуацией, а бойкот и нежелание общаться воспринимается как самое тяжелое наказание.
Одиночество подростки воспринимают как тяжелое и невыносимое испытание, толкающее их на поиски товарищей за пределами школы.
В развитии социально-моральной взрослости и личности подростка важная роль принадлежит отношениям с другом и близкими товарищами, которые становятся необходимыми по мере взросления.
Привлекательными чертами для подростков являются авторитет, хорошие знания, смелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида, манеры поведения, самостоятельность в отношениях с взрослыми.
Важнейшим приобретением подросткового возраста является овладение нормами дружбы.
Особенности межличностного взаимодействия сельских и городских подростков
Особенностями межличностных отношений городских подростков с точки зрения психологии, является высокая частота и поверхностность контактов.
В установлении эмоциональных контактов характерна повышенная избирательность. Подросток, живущий в городе, лучше ориентируется в окружающей действительности, поскольку имеет больший объем информации и социальных контактов.
Для сельских подростков характерна открытость и искренность в общении.
Общение сельских жителей при отсутствии больших социальных и культурных контрастов между жителями, делают их общение тесным, проникающим во все области жизни.
Эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами не имеют различий, потому что дружба и товарищество дифференцируются слабо.
Сельские типы поселений влияют на социализацию подростков, юношей и детей почти синкретично. Степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации, определить трудно.
Данное обстоятельство связано с тем, что в сельской местности контроль поведения человека в обществе сильно распространен. При тесных связях населения, анонимное существование человека на селе практически невозможно.
Каждый момент жизни человека становится объектом оценки со стороны общества.
Дети в сельской семье больше чем в городской идентифицируют себя со своими родителями. В социализации своих членов сельская семья участвует в том же направлении, что и деревня, часто независимо от социально-профессионального положения и уровня образования взрослых.
Современный город в социализации сельских жителей оказывает большое влияние и производит смену ориентации жизненных ценностей.
Город, с одной стороны является центром сосредоточения материальной и духовной культуры, информации, доступной его жителям, а с другой стороны – город сосредотачивает в себе криминогенные структуры и группы.
Для города характерно большее число неблагополучных семей с криминогенным потенциалом.
В межличностных отношениях в городе преобладают кратковременные, поверхностные контакты, а в эмоциональной привязанности преобладает избирательность.
Для членов городской семьи характерна высокая субъективно-эмоциональная значимость и в то же время распространенность общения вне семьи.
Социальный статус горожанина неустойчивый, а социальная мобильность большая, социальный контроль поведения слабый.
Общение со сверстниками городских и сельских подростков имеет явно выраженные возрастные особенности и чаще всего происходит в классных группах и во дворе.
С возрастом подросток находит партнеров по общению вне класса, школы и двора, общаться подростки предпочитают в приятельских и дружеских компаниях, в которые доступ «новеньким» часто бывает затруднен.