Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы психологической коррекции

Этапы психокоррекции

Определение 1

Психокоррекция – это специально разработанная система психологических воздействий, которые направлены на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности индивида.

Психокоррекция независимо от направления и используемых технологий предусматривает следующие этапы:

  • Этап диагностики, задача которой заключается в исследовании особенностей психического развития ребенка, выявление психологических факторов риска, определение необходимости психокоррекции. Диагностика является опорой для выбора коррекционных приемов и для оценки эффективности психологического воздействия;
  • Установочный этап, цель которого заключается в создании активной установки родителей и ребенка на коррекционную работу, формирование мотивов самопознания, снятие тревожности, повышение уверенности. Необходимость этого этапа связана ещё и с тем, что применение методик коррекции не всегда устраивает родителей;
  • Этап коррекции, на котором осуществляется коррекционное воздействие с точным выполнением рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Обязательное внимание на данном этапе уделяется контакту участников процесса – ребенка, родителей, психолога, отношения между которыми должны быть построены по принципу партнерства. Также важно учитывать динамику процесса, в результате которой можно обнаружить закономерности, совсем не зависящие ни от психолога, ни от приемов воздействия. Желательно при контакте использовать доступный и понятный, житейский язык, но, в тоже время убедительный, вызывающий эмоциональный отклик;
  • Завершающий этап, на котором дается оценка эффективности психокоррекции. Это этап оценки достигнутых результатов. Сравниваются отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий, анализируются поведенческие и эмоциональные реакции ребенка, проводимые с помощью наблюдения.

Многие родители считают, что снятие нарушений является конечной целью обращения к специалисту. Здесь важно родителям объяснить, что для разрушения механизма патологии занятия с ребенком необходимо продолжить, обеспечивая тем самым, устойчивость достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений.

Устойчивость результатов показывает отсроченная проверка

Психодинамический подход к психологической коррекции

Термин психодинамика ввел Р. Вудвортсем в 1918 г. Исходя из определения термина в его центре находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики – мотивами, влечениями, внутренними конфликтами, побуждениями.

<a href=Психодинамический подход к психологической коррекции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Психодинамический подход к психологической коррекции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Этапы психологической коррекции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие и существование этих аспектов психики обеспечивают функционирование и развитие личностного «Я».

Замечание 1

Центральным понятием психодинамического подхода является понятие конфликта. Конфликт разными авторами трактуется по-разному, однако все коррекционные и психотерапевтические методы направлены на его разрешение.

Отсюда, главная задача психоанализа – доведение до сознания клиента конфликтной ситуации, которая связана с неприемлемостью для него бессознательных влечений. Специалисты полагают, что путь решения конфликтов – это осознание наличия бессознательных импульсов и самой конфликтной ситуации.

Психоанализ в работе с детьми разного возраста начал применяться после того, как З. Фрейд описал «Историю маленького Ганса».

Требования психоаналитиков предъявляются и к маленьким пациентам, и к их родителям – уровень интеллектуального развития ребенка должен быть выше среднего, а родители должны проявлять стремление к сотрудничеству.

Условия детского психоанализа четко сформулированы в работах А. Фрейд, М. Маллера, П. Нолбауэра:

  • психоаналитическая техника должна быть адаптирована к возрасту ребенка;
  • терапевтический альянс «аналитик-пациент» и «аналитик-родитель»;
  • информационный альянс «родитель-аналитик».

Выявление неосознаваемых причин тяжелых переживаний и болезненных проявлений клиентов – это общая направленность коррекции в психодинамическом направлении.

Проработка этих причин и проявлений дает возможность контроля за овладение поведением и возможность личностного роста.

Методы психодинамической школы охватывают все аспекты психической динамики человека – одни методы выявляют бессознательные побуждения человека, лежащие в основе его поведения, а другие направлены на внутренние силы, которые помогут самостоятельно справиться с трудностями.

Третью группу методов психолог использует для того, чтобы довести до сознания пациента воспринимаемую им действительность. Четвертая группа методов побуждает клиента к мобилизации внутренних ресурсов с целью изменения поведения и характера своего функционирования в группе.

Замечание 2

Эффективность выбранного метода будет зависеть от ряда факторов – это и характер проблемы клиента, и степень восприимчивости человека, и личность психолога.

Стадии психоанализа

Психоанализ включает целый ряд стадий:

  • поиск болезненного очага с использованием метода ассоциаций, изучением юмора, оговорок, описок человека;
  • вскрытие очага возбуждения, его вербализация – человеку необходимо выговориться, рассказать о своих переживаниях, процесс болезненный и заканчивается тем, что человек, рассказавший всё психологу, успокаивается;
  • переоценка значимости событий – «переклеивание ярлыков», например, женщина из «подруги» стала просто «знакомой»;
  • эмоциональная окраска новых установок – переход от любви к безразличию, от агрессивности к равнодушию;
  • ликвидация очага возбуждения, забывание, происходящие чаще всего естественным путем.

Являясь психокоррекционным процессом, психоанализ включает такие процедуры, как конфронтация, прояснение, интерпретация, проработка.

Конфронтация показывает клиенту, что он чего-то избегает, боится.

Процедура прояснения включает четкую фокусировку значимых деталей, а интерпретация предполагает преобразование неосознанных деталей в осознанные.

В проработку входит комплекс процедур и процессов, необходимых после инсайта. Проработка является трудоемкой частью психоаналитической работы, требующая много времени и усилий для преодоления сопротивления на пути преобразования личности.

В составе классического психоанализа выделяется пять базисных техник – свободная ассоциация, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса.

Клиенту предлагается высказать любые предположения, отражающие его переживания. Для психолога-аналитика, использующего метод свободных ассоциаций, важным будет содержание высказываний, их последовательность, блокировка высказываний.

Толкование сновидений З. Фрейд называл коротким путем в подсознательное. Задача психолога-аналитика заключается в обеспечении интерпретации содержания сновидений и оказании помощи в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших картины снов.

При интерпретации неосознанные феномены становятся осознанными и интерпретировать надо то, что клиент способен уже принять.

Основная функция анализа сопротивления заключается в обеспечении осознания клиентом своих защитных механизмов и по отношению к ним принять необходимую конфронтацию.

Перенос в классическом психоанализе трактуется как непременный атрибут психотерапии. Его смысл состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации, а значит помощи в их проработке и изживании.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot