Личностное развитие — это сложный процесс развития личностного потенциала и самосовершенствования человека
Развитие личности ребенка
Развитие личности детей напрямую относится к осознанию образа самого себя. Они шаг за шагом получают представления о человеке в целом и о себе, как об одном из людей. Подобному осознанию способствует включенность ребенка в различную деятельность и общение.
Личностное развитие предполагает совершенствование познавательных процессов и нравственных качеств. У индивида формируется мировоззрение и самосознание, развивается самостоятельность в деятельности и социальная активность. Это не полный список особенностей, характеризующих личность человека. Тем не менее, они считаются основной движущей силой для формирования личности ребенка.
Все составляющие для развития личности формируются в дошкольном возрасте. Активное личностное развитие ребенка начинается в трехлетнем возрасте. В это время происходит пробуждение детской Я-самости. К началуу школьного обучения развитие личности проходит две важные стадии:
- Становление самостоятельности;
- Формирование личностной инициативности.
На данных стадиях личностного развития дошкольников осуществляются многочисленные изменения, происходит выработка нравственных суждений и критериев (например, что можно, что нельзя; что хорошо/плохо). В этот период развиваются и эмоционально-волевые качества, но в области личностного развития главное достижение возраста представлено именно самостоятельностью и инициативностью.
Развитие личности ребенка - воспитанника детского дома
Особенности развития личности детей, воспитывающихся в детских домах, обладают особой спецификой, о чем свидетельствуют психологические наблюдения и исследования. В качестве объективной причины отклонений в развитии личности выступает тот факт, что дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения, уже приобретают отрицательный опыт взаимодействия с микросоциумом и с широким социальным окружением.
Дети из детского дома не только лишаются сочувственного общения в семье, но и испытывают на себе жестокое отношение близких. Часто для этого характерно пренебрежение к потребностям. В некоторых ситуациях замечено, что если взрослый протягивает руку для того, чтобы погладить по голове ребенка, то некоторые из детей втягивают голову в плечи или закрываются рукой. Это отражает их прошлый негативный опыт («первичную травму»).
Напротив, есть дети, которые не получили эмоциональное внимание со стороны биологических родителей. Они как бы начинают «добирать» недостающее, поэтому в детском доме очень желают внимания взрослых.
Если у ребёнка из детского дома мало положительных эмоций, то не происходит развития его волевой сферы. Это считается основной причиной для формирования негативного поведения. Психологи считают, что смысл человеческой жизни и цель всех действий должна состоять в погоне за позитивными эмоциями.
У детей, воспитанных в неблагополучных семьях, отмечены отклонения в эмоциональной сфере. Как правило, у них возникают следующие эмоциональные барьеры:
Страхи ребёнка, влияющие на личностное развитие, в первую очередь, связаны с резкой переменой социальной ситуации. Дети боятся всего нового и им необходимо не один раз проходить стадию адаптации. Новая ситуация всегда расценивается в качестве стрессового состояния. Какой бы ни была для детей их жизнь в детском доме, она становится для них привычной.
Эмоциональные нарушения могут проявляться через высокую тревожность, напряжённость, психическое переутомление, эмоциональный стресс, отсутствие готовности преодолевать трудности, снижение потребности в достижении успеха, повышенную агрессивность, недоверчивость, уход в себя, нарастание пассивности, депрессию и т. д.
Если существуют нарушения в эмоциях, но невозможно говорить о нормальном личностном развитии. Эта сфера оказывает непосредственное влияние на усвоение учебного материала. У ребенка впоследствии могут начаться проблемы в поведении. Любым способом такие воспитанники ищут к себе внимания, добиваясь даже телесного наказания для того, чтобы их заметили.
При исследовании медицинских карт детей из детских домов специалисты отмечают признаки неблагополучия биологических составляющих здоровья. Почти все дети, которые поступили на воспитание в детский дом, получили диагнозы, которые указывают на органическое поражение ЦНС – РЭП, асфиксию в родах, ММД.
Личностное развитие и психика человека напрямую связана с физиологией. У многих дошкольников из детских домов были выявлены ЗПР, ОНР. У детей диагностируют несформированность познавательных процессов, неустойчивость внимания, слабую память, выраженное снижение вербально-логического мышления.
Одна из причин снижения интеллектуального развития воспитанников детских домов, негативно влияющая на их личностное развитие, представлена педагогической запущенностью. Так, ребёнок может родиться здоровым, но мать начинает злоупотреблять алкоголем. В этом случае дети предоставлены сам себе, не посещают детский сад или прогуливают уроки.
Учреждения, в которых проходит воспитание детей раннего возраста, как известно, несут в своей системе условия для развития госпитализма. Здесь можно обратить внимание на выявление признаков задержки психомоторного развития. В некоторых ситуациях отмечается, что маленькие дети (до 1 года) даже отказываются переворачиваться и долго находятся в одной позе.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Дети из детских домов, как правило, любят чаще не игру, а манипуляции со своей игрушкой. Они не принимают роли, а в 6-7 лет иногда бывают не способны понимать и принимать правила игры. Это говорить о слабом развитии волевой сферы.