Задержка психического развития — это нарушение, которое, прежде всего, проявляется в замедленном темпе психического развития ребенка, что выражается в ограниченности представлений ребенка об окружающем мире, незрелости процесса мышления, недостаточной активности интеллектуальной деятельности. Ребенок с задержкой психического развития быстро утомляется, имеет преимущественно игровые интересы.
Сущность и проявления ЗПР (задержки психического развития)
Задержка психического развития представляет собой сложное полиморфное нарушение. Когда оно происходит, то начинают страдать различные составляющие психической и физической деятельности. У ребенка с задержкой развития можно увидеть различные этиопатогенетические варианты, для которых характерна низкая степень психической активности (корковая незрелость), дефицит внимания, связанный с гиперактивностью ( незрелость подкорковых структур), вегетативную лабильность.
Категория «задержка психического развития» используется для характеристики отклонений, характерных для познавательной сферы педагогически запущенных детей. В этой ситуации причинами задержки психического развития могут быть неблагополучные условия воспитания и культурная депривация.
Проявление ЗПР, прежде всего, проявляется в медленном темпе психического развития, которое проявляется в виде следующих симптомов:
- Ограниченность представлений об окружающих людях и мире;
- Низкая активность мыслительных процессов;
- Недостаточная направленность интеллектуальной деятельности;
- Низкая степень общей осведомленности;
- Низкий уровень коммуникативной и социальной компетентности.
При наличии задержки психического развития, имеющей конституциональное происхождение, в структуре проявлений начинают доминировать признаки эмоциональной и личностной незрелости, такие как аффективность поведения, эгоцентризм, истерия в реакциях.
Личность детей с ЗПР
Почти все исследователи указывали на большой риск возникновения у ребенка с задержкой психического развития соответствующих форм нарушения поведения. Тем не менее, в настоящее время уделено недостаточное внимание данному вопросу (в частности, проблеме коррекции поведения). Безусловно, эти дети являются «трудными», начиная дезорганизовывать учебно-воспитательный процесс в детском саду и школе. Они могут оказаться в «группе риска», поскольку без специальной помощи нарушение поведения становится патохарактерологическим.
Стойкие патологические личностные изменения способны приводить ребенка с ЗПР в антисоциальную среду. Очень часто это ведет к криминальным последствиям. Так, статистика показывает, что у многих несовершеннолетних правонарушителей, которые состоят на учете, были обнаружены различные психические отклонения. Это может быть умственная отсталость, ЗПР, психофизический инфантилизм и др.
Кроме подверженности вовлечению в преступную деятельность, у детей с ЗПР часто отмечается деструктивное поведение. Для них характерны такие качества, как упрямство, агрессия, лживость, склонность к воровству. Среди общих особенностей личности, на первый план у детей с ЗПР выдвигается общее недоразвитие личности. Они эмоционально незрелы и неустойчивы, имеют неадекватную самооценку.
У ребенка с ЗПР не сформировано волевое поведение, не т достаточной способности к произвольной деятельности, не сформированы базовые предпосылки ведущей деятельности. Они показывают динамические нарушения в любых видах деятельности, включая познавательную и речевую. К возникновению эмоциональных нарушений приводят мотивационная незрелость, отсутствие объективной самооценки, эмоциональная неустойчивость и незрелость. Все это может быть отягощено неврологической симптоматикой.
Для ребенка с невротическими проявлениями присущи следующие личные особенности:
- Эмоциональная незрелость и неустойчивость;
- Тревожность;
- Напряженность;
- Чувство вины;
- Обидчивость;
- Подозрительность и др.
Ученые установили, что дети с ЗПР показывают полюсные переживания - положительные и отрицательные, они недифференцированы в тонких оттенках переживаний, неадекватны и непропорциональны влиянию внешнего мира. Вместе с общей эмоциональной незрелостью при наличии разных форм ЗПР можно наблюдать специфические эмоциональные нарушения.
Личностные особенности ребенка с ЗПР
Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, то его эмоциональная сфера расположена на более низшей ступени развития. Она начинает соответствовать психическому складу детей в более раннем возрасте. Среди прочих мотивов у такого школьника преобладает мотив получения удовольствия.
При ЗПР церебрально-органического генезиса могут проявляться нарушения в эмоциональной сфере. У ребенка (подростка) пропадает живость и яркость эмоций, начинает наблюдаться склонность к эйфории. Во внешнем мире это создает впечатление их жизнерадостности и привязанности. Тем не менее, эмоциональные переживания характеризуются меньшей глубиной и дифференцированностью.
У ребенка преобладает негативный эмоциональный фон. Он робок и постоянно испытывает страх. При задержке психического развития, имеющего соматогенный характер, можно наблюдать боязливость, которая связана с ощущением собственной неполноценности. Если ЗПР имеет психогенное происхождение, то наблюдается боязливость и застенчивость при коммуникации с взрослыми. Это происходит по причине психотравмирующих условий воспитания.
В качестве проявлений изменения эмоционального состояния выступает высокая возбудимость аффектов, появление импульсивных поступков, проявление исступленного гнева и немотивированной агрессии. Данные состояния могут углубляться, усложняться и повторяться. Их регистрируют в основном среди относительно узкого контингента (так называемая «группа риска»).