Конфликтология — это сфера научных знаний, которая посвящена теории и практике предупреждения или преодоления конфликтных ситуаций. Ее часто называют наукой о психогигиене социальных и межличностных отношений. Знание работы с конфликтами требуется для каждого культурного человека, так как способствует гармонизации человеческих отношений.
Понятие и особенности конфликтов
Конфликтные ситуации встречаются почти в любой области человеческой деятельности. Психологи считают, что ничего странного в этом нет. Как отмечал американский ученый Б. Вул, жизнь является процессом решения бесконечного количества конфликтов. Человек не способен избежать их.
Любой тип конфликта связан с эмоциями, при этом индивид испытывает дискомфорт или напряжение. Они чаще всего приводят к стрессовым ситуациям, нанося этим ущерб здоровью. К сожалению, для большей части людей не присуще умение находить достойный выход из конфликтов. Данное умение должно быть у всех культурных, интеллигентных, уважающих себя людей. Тем более это касается тех, кто претендует в профессиональной сфере на лидерские позиции.
Конфликт представляет собой противоборство субъектов социального взаимодействия. Для него характерно нанесение взаимного ущерба следующих видов:
- Моральный,
- Материальный,
- Физический,
- Психологический и т.п.
В качестве основы конфликтных ситуаций выступает столкновение противоположно направленных интересов противоборствующих сторон, а также их мнений, целей, различных представлений о способе их достижения. Межличностные конфликты для субъекта взаимодействия становятся своеобразным «полигоном». Здесь проверяется характер, темперамент, проявление способностей, интеллекта, воли и прочих индивидуальных психологических особенностей.
Особенности конфликтов в служебной деятельности работников ОВД
Служебная деятельность сотрудников внутренних органов связана с существенными психоэмоциональными нагрузками, которые создают благоприятный фон для возникновения конфликтных ситуаций. Умение вовремя распознать зарождающиеся конфликтные ситуации, направляя их в созидательное русло и успешно разрешая, становится необходимостью для профессиональной компетентности руководителей ОВД.
Источники конфликта в работе в данной сфере могут иметь объективную или субъективную основу. В состав объективных причин конфликта включают обстоятельства, которые способствовали столкновению интересов, мнений, установок конфликтующих сторон. В составе объективных причин конфликтов выделяются:
- Организационно-управленческие причины (например, создание и функционирование организаций, коллективов и групп);
- Структурно-организационные причины (отсутствие соответствия в структуре организации требованиям деятельности, которой она занимается);
- Функционально-организационные причины (возникают по причине отсутствия точности между функциональными связями организации с внешней средой, между структурными элементами или между отдельными людьми);
- Личностные причины (неполное соответствие сотрудника профессиональным, нравственным и другим качествам, которые предъявляются к занимаемой должности);
- Ситуативно-управленческие причины (возникают по причине ошибок, которые допускают руководители и подчиненными в процессе решения служебных задач).
Следует отметить, что особенности конфликтного поведения сотрудников внутренних дел связан с тем, что в ОВД имеют место конфликты, которые встречаются в работе любой организации. Они обусловлены организационно-управленческими причинами. Тем не менее, отдельно рассматривают и специфические конфликты.
Стили поведения сотрудников ОВД в конфликтных ситуациях
Одна из особенностей поведения сотрудников внутренних дел в конфликте представлена стилем, который должен отличаться динамичностью. В соответствии с ситуацией на стиль оказывают воздействие различные состояния (например, адекватность восприятия сторонами конфликта, то есть относительно точная и не искаженная личными пристрастиями оценка поступков и намерений).
В конфликтах сотрудников внутренних дел большую роль играют такие факторы, как открытость и эффективность общения, готовность всесторонне обсуждать проблемы. В этом случае участники могут честно высказывать собственное видение того, что происходит, определяя пути выхода из конфликтной ситуации. Для этого важно также создание атмосферы взаимного доверия (сотрудничества).
Стиль поведения сотрудника ОВД — это относительно устойчивая совокупность приемов и средств взаимодействия, которые направлены на позитивное разрешение конфликтных ситуаций. Определяя и характеризуя основные стили поведения в конфликтных ситуациях, исследователи опираются на классическую классификацию К. Томаса.
В соответствии с данной классификацией выделяют 5 базовых стилей поведения в конфликтных ситуациях. Они включают конкуренцию, уклонение, приспособление, компромисс и сотрудничество. Для исследования стиля поведения сотрудников внутренних дел в конфликтных ситуациях, как правило, проводятся различные эмпирические исследования.
В основе исследования может быть использован релевантный инструментарий. Он представлен такими методиками, как методика Т. Элерса, С. Розенцвейга, К. Томаса, Х. Спилбергера, Т. Лири. Основные результаты исследований показывают соответствующие типы реагирования. Они связаны с резкой тенденцией к определенному стилю поведения (например, приспособление в конфликте, существенное снижение типологического реагирования, фиксация на разрешении проблемы и др.).
Ученые считают, что чем больше у сотрудника ОВД склонность к избеганию в качестве стиля поведения в конфликтной ситуации, тем меньше у него проявляется склонность к соперничеству, сотрудничеству и приспособлению. Так, с увеличением стажа сотрудника можно также наблюдать преимущественное использование стиля поведения приспособления в конфликтных ситуациях.