Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности игровой деятельности детей с нарушением слуха

Определение 1

Игровая деятельность — это естественная потребность детей. В ее основе находится интуитивное подражание взрослым людям.

Сущность и виды игровой деятельности

Игровая деятельность представляет собой особую сферу человеческой активности, где ребенок не преследует никаких других целей, помимо получения удовольствия (проявление физических и духовных сил). Педагогическая литература рассматривает детскую игру как неоднородное явление. Это дает возможность исследователям предпринять множество попыток проанализировать и исследовать каждый вид игры, учитывая его функции и определяя классификацию игр.

Основа классификации игровой деятельности включает принцип дифференцированного воздействия игры на развитие ума (умственная игра), внешних органов чувств (сенсорная игра), движения (моторная игра). В соответствии с педагогическим значением игры классифицируют на несколько видов:

  • Подвижные игры,
  • Умственные игры,
  • Сенсорные игры, развивающие волю («игры обычных функций»);
  • Семейные игры и др.

Современная классификация игровой деятельности представлена классификацией С. Л. Новоселовой, которая в качестве ее основания выделила инициатора игры, так:

  1. Игры, которые возникают по инициативе ребенка, могут быть самодеятельными (эксперименты), самодеятельными сюжетными играми (сюжетные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
  2. Игры, которые возникают по инициативе взрослого, могут быть обучающими (дидактическими, сюжетно-дидактическими, подвижными), досуговыми (забавы, развлечения, интеллектуальные игры, карнавал, театральные постановки).

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением слуха

Дошкольники с нарушением слуха, как и хорошо слышащие дети, очень любят игры. Они отражают в игровой деятельности определенные впечатления, полученные благодаря наблюдению за окружающей жизнью и участию в ней. Тем не менее, у детей с нарушением слуха тематика игр значительно беднее. У них в основном преобладают бытовые игры, которые при отсутствии специального обучения долгое время, обладают предметно-процессуальным характером. Так, даже в старшем дошкольном возрасте игры у таких детей не могут выступать в качестве подлинной сюжетно-ролевой игры.

«Особенности игровой деятельности детей с нарушением слуха» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Игровой деятельности детей с нарушением слуха характерно педантичное отражение предметных действий. Такие дети воспроизводят детализированные предметные действия вместо разворачивания сюжета. Они не умеют самостоятельно вычленять существенное элементы, передавая отношения людей и воспроизводя составляющие ситуаций, которые не могут считаться основными для этой игры.

Дети с нарушением слуха многократно повторяют одни те же игровые действия. Особенно это характерно для тех случаев, когда они ранее демонстрировались взрослым. Подражание близкому взрослому (например, матери, педагогу) чаще всего выступает целью действий ребенка при вступлении его в роль.

Тем не менее, они начинают копировать в игре только внешнюю сторону поведения, не вникая в его сущность. Элемент подражания может оставаться присущим игровой деятельности детей долгое время.

Ребенок с нарушением слуха старается точно, с подробными деталями воспроизвести игры, которые продемонстрировал педагог. Наряду с этим слышащие дети хотят вносить изменения, развивать сюжет, фантазировать.

Для игр детей с нарушением слуха свойственны трудности игрового замещения в игре предметов на иные, имеющие в быту другое значение. Игровое замещение способно помочь детям с нарушением слуха осознавать смысловое значение слова, отходя от конкретного значения.

Ввод предметов, являющихся заменителями, связан с развитием знакового символического способа мышления, включая опосредствование развитием воображения, мышления и речи. В рамках самостоятельных игр глухой ребенок редко прибегает к использованию предметов с несвойственными им функциями.

Полноценные сюжетные и ролевые игры без специального обучения не формируются, поэтому в старшем дошкольном возрасте у большей части плохо слышащих ребят можно наблюдать процессуальные действия, а также игровую деятельность, включающую лишь отдельные элементы сюжета. У слабослышащих дошкольников, которые используют фразовую речь, как правило, уровень игры более высок. В старшем дошкольном возрасте у таких детей появляются сюжетно-ролевые игры, которые, тем не менее, не способны достичь уровня игр нормально слышащих детей того же возраста.

Для детей с нарушением слуха характерно то, что по мере овладения игровой деятельностью их действия в игре могут стать более развернутыми и полными. Дети начинают больше обращать внимание на подробности и детали, в то время как у детей с нормальным слухом при развитии игровой деятельности действия могут стать менее подробными (происходит их "сворачивание", сокращение).

Большая часть исследователей игры обращает внимание на связь, возникающую между игровой деятельности ребенка и его речью. Недостатки в развитии смысловой стороны речи ребенка с нарушениями слуха способны проявляться в том, что слово не всегда может определять выполнение действий в игре.

В результате задержки речевого развития дети с нарушением слуха отстают в своем развитии, отстает также и развитие их воображения, которое так важно для игры. Такая задержка отвлекает от непосредственно воспринимаемого материала, затрудняя формирование воображаемых игровых ситуаций.

Если не будет проводиться специального обучения умению играть, игровая деятельность ребенка с нарушениями слуха будет развиваться медленно. Игра будет носить все более процессуальный характер. Правильно организованная и проводимая игра, как правило, порождает потребность в новых понятиях и словах. Эту потребность должен удовлетворить воспитатель.

Дата последнего обновления статьи: 08.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot