Эмоциональный интеллект— это способность и навыки индивида распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять ими.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — это самый сложный, опасный и импульсивный период начала жизни человека. В это время дети начинают обесценивать родителей и взрослых. Они становятся в собственных глазах полноценными членами зрелого общества. Подростки в этот период проявляют большую скрытность, замкнутость. Они отдаляются от родителей, при этом активно взаимодействуют со сверстниками с помощью социальных сетей и живой коммуникации.
Современные подростки значительно отличаются от поколения людей, которые родились во второй половине прошлого века. Сегодня в их распоряжении есть большое количество разной информации, при этом огромное количество времени они проводят с гаджетами, не обращая внимания на то, что происходит вне дисплея телефона или монитора компьютера.
Раньше подрастающее поколение ценило отношения друг с другом, активно взаимодействуя со сверстниками. Они проводили свое свободное время на улице, играли в разные игры и просто общались. Сегодня все больше внимания детей концентрируется на социальных сетях.
Если ребенка своевременно не обучить языку эмоций, то подростковая стадия станет для него более опасной и специфичной. Подростковый период имеет несколько особенностей, непосредственно связанных с развитием эмоционального интеллекта. Они включают:
- Проявление рефлексии;
- Возникновение неудовлетворенности внешним миром;
- Появление интереса к собственным переживаниям;
- Формирование чувства исключительности;
- Стремление к самоутверждению;
- Попытка противопоставить себя окружающим;
- Рост количества межличностных и внутриличностных конфликтов.
Подростковое «Я» является загадочным и неопределенным. Оно часто переживается в качестве беспокойства или ощущения внутренней пустоты, которую хочется заполнить чем-то (кем-то). По этой причине у подростков наблюдается существенный рост потребности в общении с противоположным полом или, напротив, в уединении.
Эмоциональная сфера подросткового периода отличается лабильностью и неустойчивостью. Школьникам трудно дается интерпретация их эмоций, отслеживание смены настроения. Для них характерна вспыльчивость, при этом они часто могут не понимать, что с ними происходит.
Особенности эмоционального интеллекта подростков
Социально-адаптивная функция эмоционального интеллекта у подростка обеспечивается умением разрешать различные внутриличностные и межличностные конфликты. Ученым удалось выявить, что эмоциональный интеллект в этом возрасте представляет собой устойчивую гетерогенную категорию. В числе ее функций можно назвать обеспечение эффективности деятельности, оптимизацию и гармонизацию процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия.
Развитие эмоционального интеллекта, включая совершенствование его сущностных признаков, может начать носить количественный характер. Так, к старшему подростковому возрасту все большее количество школьников показывает высокую способность к распознаванию эмоций других людей и проявлению эмпатии.
В исследованиях современного психолога О. И. Власовой было показано, что «эмоционально одаренные» дети подросткового возраста намного легче адаптируются в коллективе. Они чаще занимают позицию лидера, умеют хорошо приспосабливаться к новым условиям, улучшая социально-психологический климат общества.
Многие исследователи считают, что развивать эмоциональный интеллект в подростковом возрасте уже не представляется возможным. Это связано с тем, что данная способность отличается относительной устойчивостью. Она зарождается в раннем детском возрасте. Если же ее процесс не запустили своевременно, то дальнейшее развитие или попытки это сделать в подростковом периоде будут составлять сложность.
С позиции Д. Гоулмена, эмоциональные знания представляют собой тип информации, которой оперирует эмоциональный интеллект. Они приобретаются относительно просто (например, в ходе обучения). Таким образом, эмоциональный интеллект можно и необходимо развивать. В качестве подтверждения данной позиции выступает тот факт, что нервные пути мозга продолжают свое развитие вплоть до середины жизни человека. По этой причине эмоциональное развитие, проявляющееся через сознательное регулирование эмоций, также возможно.
Исследования эмоционального интеллекта подростков
Такие исследователи как А.А. Александрова, И. Н. Андреева, Ю. В. Давыдова долгое время анализировали степень воздействия половых и гендерных аспектов на особенности развития эмоционального интеллекта подростков. В процессе своей работы им удалось выяснить, что у девочек, в отличие от мальчиков показатель эмоционального интеллекта гораздо выше. На самом деле, если у девочек общий уровень эмоционального интеллекта относится в большей степени к когнитивным процессам понимания и осмысления эмоций, то у мальчиков он больше связан с качеством взаимоотношений.
Исследования показали, что высокий уровень развития эмоционального интеллекта девочек характеризуется тем, что его признаки, которые нагружают фактор «понимание эмоций» у девочек проявлены больше, чем у мальчиков. Полученные результаты объясняются тем, что различные признаки эмоционального интеллекта, которые считаются социально детерминированными в нашем обществе, в большей степени связаны с проявлением женской социальной роли.
Девочки-подростки более рано и больше узнают про собственные эмоции (чувства) и чувства других людей. Они следуют материнскому инстинкту и с самого раннего возраста развивают в себе способность к эмпатии.