Эмоционально-волевая сфера психики
Эмоционально-волевая сфера психики - это интегральная система функционирования эмоций и воли, которая выражается в психических состояниях, регулирующих деятельность и поведение человека.
Причина, по которой эмоции и воля объединены, состоит в том, что оба эти компонента психики человека участвуют в сознательной регуляции поведения.
Эмоции - отражают значимость объекта или явления окружающей среды для человека, его способность удовлетворить актуальные потребности, что в свою очередь влияет на формирование определенных действий для реализации этого удовлетворения. Эмоциональная сфера человека многообразна, и в ней выделяют несколько уровней эмоциональных процессов: эмоциональный тон (это уровень реакции на внешние раздражители: нравится/не нравится), собственно эмоции (субъективное отношение в целом к ситуации: приятно/неприятно), чувства (устойчивые отношения к определенному предмету или явлению), эмоциональные состояния (общий фон протекания психических процессов, формирующийся на основе доминирующей эмоции, органического самочувствия человека и актуальных жизненных событий), эмоциональные свойства (устойчиво проявляющиеся свойства эмоциональной сферы человека: возбудимость, пластичность, чувствительность, экспрессивность, устойчивость).
Воля - это процесс поведенческой саморегуляции, способность человека действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, преодолевая внутренние препятствия (непосредственные желания и стремления).Волевая саморегуляция также имеет несколько уровней сложности: волевой акт (произвольные действия, которые не требуют преодоления трудностей), волевое усилие (проявляются в специфических ситуациях, требующих преодоления трудностей), волевые свойства личности (особенности волевой регуляции, которые стабильно проявляются в конкретной ситуации).
Так или иначе, эмоции и воля непосредственно связаны с реализацией конкретного поведения человека: эмоциональная сфера отражает индивидуальную значимость объектов или явлений внешней среды, таким образом повышая уровень волевых усилий, а воля в свою очередь снижает степень деструктивных эмоций в периоды преодоления трудностей.
Взаимодействие эмоций и воли выражается в форме психических состояний человека - это общий фон протекания всех психических процессов, целостная характеристика психической деятельности за определенный временной промежуток. Выделяют несколько видов психических состояний: активационные (стимулируют уровень психических процессов:), тензионные (возникают в условиях повышенного напряжения), тонические (ресурсно заряженные состояния).
Таким образом, психические состояния выполняют регулятивную функцию, интегративную, адаптивную и организующую (организуют процесс реализации деятельности).
Задержка психического развития: виды, причины, диагностика
Задержка психического развития (ЗПР) - это комплекс нарушений психического развития человека, к которым относят различные варианты замедленного темпа развития психических функций и навыков, а также устойчивые формы незрелости отдельных психических сфер (эмоционально-волевой, познавательной).
К задержкам психического развития можно отнести следующие нарушения: недоразвитие психических функций (восприятие, мышление, внимание, память, речь), задержки интеллектуального развития, нарушения функционирования эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности.
Этиология возникновения задержек психического развития имеет многофакторную природу: органические нарушения нервной системы, связанные с патологией беременности о самих родов, хронические заболевания, наследственные факторы, семейная ситуация развития (неблагополучные экономические условия, попустительский стиль воспитания, безнадзорность).
Первые симптомы ЗПР проявляются уже в возрасте 5 лет. Их можно заметить по характеру игровой деятельности: насколько ребенок заинтересован игрой, насколько быстро переключается и начинает новую, насколько адекватно реагирует на неудачи в игре, насколько способен к усвоению правил и способности следовать им. В игровой деятельности уже очень ярко проявляются особенности эмоционально-волевой регуляции. Однако к врачу родители, как правило, приходят лишь на 1-2 году обучения ребенка в школе, так как выслушивают жалобы от учителей на неусидчивость, агрессивность или чрезмерную астеничность, утомляемость, неспособность справляться в с процессом обучения.
Первые симптомы ЗПР могут выглядеть следующим образом:
- на уровне эмоционально-волевой регуляции: выделяют синдром “психического инфантилизма”, который характеризуется доминированием игровой деятельности над познавательной, эмоциональной неустойчивостью (вспыльчивость), конфликтность, сложности с саморегуляцией поведения, неспособность действовать по правилам, сложности с адаптацией к коллективу, суетливость, частая смена деятельности.
- на уровне интеллектуальных способностей: выделяют синдром церебральной астении, который характеризуется повышенной утомляемостью при выполнении заданий, ухудшением концентрации внимания, памяти, усидчивости, и, как следствие, возникающими истериками и капризами; сложностями в обработке буквенной и цифровой информации
Особенностью детей с ЗПР является и то, что они не склонны к общению как со сверстниками, так и со взрослыми, у них проявляется повышенная тревожность и скромность. Однако обратной стороной медали является отсутствие понимания социальных взаимоотношений: дети с ЗПР склонны делать многое против воли родителей, манерничать и фамильярничать.
Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР
С точки зрения эмоциональных процессов, у детей с задержкой психического развития наблюдаются следующие особенности: им сложно вербализовать свои эмоции, состояния и переживания. Так может происходить в силу небогатого опыта семейных паттернов поведения по выражению эмоций, негативного опыта выражения эмоций, недостаточности словарного запаса для этого. Вследствие невысокого уровня эмоциональной осознанности у детей с ЗПР часто проявляются формы агрессивного поведения (повышение голоса, оскорбления, истерики, крики, плачь). Распространенным так же является яркий негативизм по отношению к родителям.
Помимо того, у детей с ЗПР наблюдается высокая эмоциональная неустойчивость: большие перепады настроения и колебания от эмоционального истощения до слишком сильного перевозбуждения, часто фиксируются разнообразные страхи и неуверенность в себе, излишняя скромность и застенчивость.
С точки зрения волевых процессов, у детей с ЗПР наблюдается очень высокая переменчивость интересов, слабая волевая регуляция, неспособность сделать что-то до конца, высокий параметр импульсивности поведения. В деятельности проявляется неусидчивость, слабая концентрация внимания. Слабо выражен интерес к какой-либо деятельности. Ребята не способны самостоятельно выполнять какую-то задачу, очень быстро наступает падение интереса и возникает утомляемость. Дополнительным показателем слабости волевой регуляции является неспособность соблюдать общие правила, их непринятие.
При работе с такими детьми очень важно не подкреплять для них негативный опыт усталости и утомления: не стоит продолжать какую-то деятельность после того, как у ребенка наступило утомление. Очень важно поощрить его в этот момент за то, что он сумел сделать, пусть это будет и небольшой объем работы. Однако серьезной проблемой является склонность детей манипулировать собственными состояниями, поэтому психологу здесь важно быть очень проницательным и относиться творчески и с юмором к провокациям ребенка.
Еще одной важной особенностью работы с такими ребятами является организация деятельности: она должна быть в большей степени игровой и эмоционально насыщенной, чтобы стимулировать интерес ребенка, так как самостоятельно он этого сделать не может. В формате этой игры детям с ЗПР важно транслировать "поглаживания", поскольку они обладают бедным социальным и эмоциональным опытом, социальное принятие будет подкреплять их деятельность и стимулировать ее.
Для повышения уровня саморегуляции важно вводить речевой контроль деятельности: четкая последовательность действий, которую озвучивает психолог, затем он озвучивает ее вместе с ребенком, а затем уже сам ребенок. Так будет происходить процесс интериоризации, способствующий повышению самоконтроля и саморегуляции.