Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности дифференциальной диагностики младших школьников с ОНР и ЗПР

Дифференциальная диагностика, её цель и задачи

Определение 1

Дифференциальная психологическая диагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Это самостоятельный вид диагностики, которая решает целый ряд задач:

  • уточняет диагноз и определяет тип учреждения для коррекционно-педагогического обучения ребенка;
  • определяет программу обучения ребенка и его воспитания;
  • уточняет клинический, психолого-педагогический и функциональный диагноз, определяет границу сходных состояний;
  • на основе выявленных особенностей развития прогнозирует возможности развития и обучения ребенка.

Основными направлениями дифференциальной диагностики являются дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития, дифференциальная диагностика нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психологическая диагностика нарушения поведения и эмоциональной сферы.

Методы, которые используются дифференциальной диагностикой, делятся на две группы – тесты, позволяющие определить количественную классификацию того явления, которое изучается, и приемы качественной диагностики, позволяющие выявлять различные уровни развития психологических свойств испытуемых. Однако использование этих методов не позволяет учитывать возрастно-психологические особенности людей.

В дифференциально-диагностическом исследовании, по мнению В.И. Лубовского, экспериментально-психологический метод должен сочетаться с количественно-качественной оценкой и учетом возрастных особенностей. Эта диагностика относится к наиболее сложным видам диагностик и проводится специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.

От других видов диагностик по формам проведения она не отличается, кроме стратегии и направленности исследования.

Практика показывает, что в диагностической деятельности специалистам приходится сталкиваться с детьми, которые имеют различные психические отклонения в развитии, поэтому традиционные диагностические методики оказываются неприемлемы, так как носят вербализованный характер. У детей это вызывает трудности, потому что нарушения психического развития сопровождаются речевой недостаточностью в той или иной степени. Отсюда, полученные результаты затрудняют выделение качественных характеристик психической деятельности ребенка и не могут объективно говорить об уровне интеллектуального развития.

«Особенности дифференциальной диагностики младших школьников с ОНР и ЗПР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В таких случаях эффективным является применение экспериментально-психологического метода, и его особой формы – обучающего эксперимента, благодаря которому можно получить качественный анализ психической деятельности ребенка и выявить его потенциальные возможности.

Замечание 1

Обучающий эксперимент выявляет различия в объеме зоны ближайшего развития и осуществляет качественную диагностику.

Дифференциальная диагностика ЗПР и ОНР

Задержка психического развития (ЗПР) является частой формой психической патологии детей и формой нарушений психической сферы. Основными признаками этой патологии являются запас знаний, не соответствующий возрасту ребенка, низкая познавательная активность, недостаточная регуляция поведения и произвольной деятельности. Способность приема и переработки перцептивной информации у таких детей более низкая, чем у нормально развивающихся детей.

Функция произвольного внимания, памяти и других высших психических функций недостаточная и отмечается у большинства детей с ЗПР. Для одной группы детей характерна интеллектуальная недостаточность, другая группа имеет эмоционально-волевые нарушения по типу психического инфантилизма. При задержке психического развития, в отличие от умственной отсталости, наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.

Поскольку сохраняются потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, то дети с ЗПР способны использовать помощь и самостоятельно переносить её на новые задания, чего не могут сделать умственно отсталые дети. Однако письмо, чтение и счет детей с ЗПР имеет те же ошибки, что и у умственно отсталых детей, хотя есть и качественные различия. Дети с ЗПР, имея слабую технику чтения, пытаются понять то, что написано и, если необходимо, читают второй раз.

Навык каллиграфии в письме неудовлетворительный и небрежный и специалисты считают, что это может быть связано с недоразвитием моторики и пространственного восприятия, также им труден звуковой анализ. Трудности в математике наблюдаются в овладении составом числа, переходом через десяток, с косвенными вопросами в решении задач.

С учетом этого, при дифференцированной диагностике обследование детей необходимо строить в форме обучающего эксперимента.

Также определяющее значение имеет комплексное обследование, включающее в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка и дополнительные методы исследования, например, электроэнцефалографический.

Помощь дифференциальной диагностике оказывает анализ динамики психического развития ребенка.

Что касается общего недоразвития речи (ОНР), то под понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, при этом слух и интеллект сохраняются.

При общем недоразвитии речи трудности вызывают те задания, которые требуют непосредственного участия речи. В заданиях на конструирование, где речевого ответа не требуется, помощи в формировании обобщенных способов действий требуется меньше.

Эмоциональные реакции у детей с ОНР более тонкие по сравнению с умственно отсталыми детьми, они, свою речевую недостаточность оценивают критически и в заданиях вполне сознательно избегают речевой ответ, проявляя при их выполнении заинтересованность и сообразительность.

Деятельность детей с ОНР носит более целенаправленный и контролируемый характер. Если недоразвитие речи наблюдается с гидроцефалией, то дифференцированный диагноз ОНР значительно затрудняется, а особые трудности возникают при осложнении олигофрении алалическими и дизартрическими нарушениями.

Замечание 2

Дифференциальная диагностика детей с ОНР требует комплексного клинико-психолого-педагогического обследования.

Сравнительная характеристика детей с ОНР и ЗПР

Если сравнить восприятие, то у детей с ЗПР можно обнаружить в целом недостаточность процесса переработки сенсорной информации, а это значит, что у них отсутствует целостность, и они не могут полностью охватить объект, воспринимая его фрагментарно. Воспринимаемые ими образы недостаточно дифференцированные и полные, что ограничивает возможности наглядного мышления. Не отличается от нормы зрительное сравнивание реальных объектов и их изображений.

Дети с ОНР испытывают затруднения ориентирования в пространстве, не могут дифференцировать понятия «слева», «справа». Восприятие речи у них страдает в большей степени. По составу система фонем у них сформирована неполностью, звук узнается неправильно, что ведет к неправильному восприятию слов.

Кратковременная и долговременная память у детей с ЗПР имеет небольшой объем и характеризуется низкой продуктивностью непроизвольного и произвольного запоминания. Дети с ОНР могут иметь низкий, средний, высокий уровень сформированности акустического восприятия, слухоречевой памяти, внимания.

Что касается воображения, то у детей с ЗПР способность воображения низкая, менее развита способность фантазировать, а дети с ОНР, имея трудности в создании новых образов, в игре предпочтение отдают бытовой тематике. Творческие задания им недоступны.

Дети с ЗПР отстают в развитии познавательной деятельности с самых ранних форм мышления. Несмотря на умение классифицировать предметы, они с большим трудом выделяют общие признаки, такие как материал и величина предмета. Познавательная активность таких детей снижена. Недостаточность мышления является вторичной задержкой развития. Недостаточность интеллекта усугубляется повышенной утомляемостью, снижением памяти, внимания, работоспособности.

Что касается детей с ОНР, то у них показатели вербального интеллекта значительно хуже, чем невербального.

Особенности внимания отличаются неустойчивостью, дети с ЗПР имеют низкую его концентрацию, трудно переключаются с одного дела на другое. Недостаточность внимания приводит к несовершенству навыков и умений самоконтроля. В развитии внимания отмечается неравномерность и замедленность.

Внимание детей с ОНР тоже отличается неустойчивостью, его максимальная концентрация продолжается 5-10 минут, а дальше идет быстрая утомляемость и сложность переключения на другую работу.

Речь детей с ЗПР, в общем, удовлетворяет потребностям бытового общения, но грамотно выражать мысли они не умеют, а речевой опыт детей с ОНР ограничен, языковые средства несовершенны.

Эмоции детей с ЗПР неустойчивы и поверхностны, а дети с ОНР, испытывая трудности в произвольности поведения свои эмоциональные проявления не всегда способны сдерживать.

Дата последнего обновления статьи: 20.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot