Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психология образовательной среды

Все предметы / Психология / Психология образовательной среды
Определение 1

Образовательная среда — это система социальных, культурных и специально организованных психолого-педагогических условий образовательного учреждения. В результате взаимодействия с ними у индивида происходит становление личности и меняется мировосприятие.

Особенности образовательной среды

Образовательная среда — это категория, которое в последнее время стала широко использоваться в процессе обсуждения и исследования проблем образования. Этот термин, однако, содержательно не устоялся и до сих пор трактуется разнообразно.

Рассмотрение понятие образовательной среды происходит с точки зрения позиций, которые больше относятся к современному пониманию образования в качестве области социальной жизни. Здесь среда рассматривается как фактор образования. Логика исследования подвела к необходимости раскрывать, прежде всего, понятие «среда» в качестве родового для категории «образовательная среда».

Среду определяют по-разному. Например, часть исследований понимает ее, как совокупность влияний, меняющих и определяющих развитие жизни. Некоторые говорят о ней как о всем том, что попадает в орбиту деятельности субъекта.

Чаще всего образовательная среда рассматривается как подсистема социокультурной среды или совокупность факторов, которые сложились в ходе исторического развития и обстоятельств. Она представляет собой целостность специально организованных педагогических условий для развития личности учащихся. В рамках современных исследований образовательную среду определяют в качестве категории, характеризующей развитие ребенка. Это показывает ее целевое и функциональное назначение в пределах предметности культуры общества.

Особенности психологии образовательной среды

Психология образовательной среды рассматривает все аспекты образовательной среды в качестве системы факторов и условий формирования личности. Она изучает возможности для развития, которые включены в социальное и пространственно-предметное окружение.

Готовые работы на аналогичную тему

В узком понимании, когда в психологии говорят об образовательной среде, имеют в виду конкретное окружение соответствующего учебного заведения. Такая среда обозначается как локальная образовательная среда.

Определение 2

Локальная образовательная среда представляет собой функционально-пространственное объединение субъектов в области образования. Между ними происходит установление тесных разноплановых групповых взаимосвязей.

Часть психологов придерживается мнения, что образовательная среда с психологической позиции включает всю совокупность любых возможностей обучения, воспитания и развития личности. Это могут быть как позитивные, так и негативные возможности.

С психологической позиции личностно-ориентированное образование заключается во взаимодействии личностей, в котором основной вопрос представлен перестройкой педагогического взаимодействия. Здесь важно учитывать создание образовательной среды для субъектов с целью развития.

В отношении конкретного человека среда выступает не как бесконечное, а как доступное многообразие, ограниченное, с одной стороны, психофизиологическими возможностями, а с другой, современной общественной системой. В ней человек занимает соответствующее социальное положение, по причине чего вынужден столкнуться с необходимостью осваивать при социализации определенную систему референтов. Что касается субъектов образовательного процесса, то такая среда для них и выступает в роли образовательной среды.

Личность, оценочным образом взаимодействуя со средой, создает собственную значимую систему отношений, которая называется референтная сфера. По необходимости в ней можно выделить положительные и отрицательные референты, создать значимые модели социального процесса и явлений. Все это дает возможность адекватно реализовать себя в жизни.

Критерии образовательной среды в психологии

Значимый эмпирический критерий психологической характеристики образовательной среды выступает отношением к ней. Оно может быть позитивным, нейтральным или отрицательным. Этот показатель измеряется с помощью системы шкал, включающих когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.

Психологический интегральный показатель отношения к образовательной среде — это своеобразный индикатор ее референтности для субъекта учебно-воспитательного процесса. Субъекты включают:

  • Учителей (преподавателей),
  • Учеников,
  • Родителей.

Качественно-количественный показатель связи личности и социальной среды, как и динамический результат социализации могут быть достигнуты с помощью включения во все возможные каналы коммуникации. Это происходит за счет общения через его основные виды (непосредственное и опосредованное). Таким образом, функции общения в ходе реализации должны выступать в качестве достаточных оснований для психологического объяснения взаимодействия личности и среды.

Общение в психологии понимают с одной стороны, как явление, а с другой стороны, как процесс. Существенное свойство общения заключается в том, что оно представляет собой социальную потребность, которая при неудовлетворении проявляется как необходимая для жизни. По этой причине ее можно рассматривать как пограничную потребность между физиологическими и социальными потребностями.

Любые параметры общения формируют психологический элемент образовательной среды школы, при этом качество их реализации либо способствует позитивному развитию личности, либо порождает деформацию, отклонения или препятствия по пути реализации потенциала личности.

Критериями диагностики качества образовательной среды в школе выступают коммуникативные характеристики. В частности, внимание необходимо уделить направленности личности в общении, которая замеряется у всех субъектов учебного процесса. Еще один эмпирический критерий — это концентрация на себе или на других людях. Ее измеряют с помощью специального теста эгоцентрических ассоциаций.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис