Понятие и сущность ценностных ориентаций
Ценностные ориентации – это определенные социальные ценности, преломляющиеся через индивидуальную призму жизнедеятельности человека и входящие в его личностную психологическую структуру.
Исследованию ценностных ориентаций личности посвящены труды не только психологов, но и философов, социологов и педагогов. Это связано с тем, что ценностные ориентации имеют общественное значение для личности каждого человека.
По своей структуре ценностные ориентации могут включать в себя разнообразные социальные, материальные и духовные объекты, получаемые человеком в рамках его повседневной жизнедеятельности. Социальные ценности, в основном, являются одобряемыми и принимаемыми большинством людей. Например, такие ценности как патриотизм, добро, любовь, справедливость, дружба и т.п.
Ценности не подвергаются осуждению или сомнению, напротив, они служат идеалом и эталоном для каждого человека. Кроме того, они выступают в качестве предмета стремления, потребности, интереса и т.д. для каждого конкретного субъекта.
Психологией ценностные ориентации подвергаются анализу в качестве следующих явлений:
- Личностное образование и самообразование, самовоспитание и личностный рост.
- Индивидуальное избирательное отношение личности к определенным ценностям, характеризующееся устойчивостью, осознанностью, положительной эмоциональной окраской.
- Стремление личности реализовать данные ценности в собственной деятельности.
Одной из наиболее популярных концепций, касающихся ценностных ориентаций, является концепция М. Рокича. В соответствии с данной концепцией, ценностные ориентации определяются двояко:
- Ценностные ориентации – это определенные убеждения человека о преимуществах конкретных целей, наличия в них смысла существования, в отличие от иных целей.
- Ценностные ориентации – это убеждения человека о преимуществах определенного типа поведения в сравнении с иными типами и формами поведения.
В этой связи была выдвинута гипотеза о наличии двух основных ценностных ориентациях: ценности-средства и ценности-цели.
В психологии, ценностные ориентации чаще всего рассматриваются с точки зрения направленности личности на определенные цели и средства деятельности, через которые она выражает собственное отношение к окружающему миру. По сути, ценности ориентации являются своеобразным элементом мировоззрения человека.
Процесс формирования ценностных ориентаций у человека начинается в период между старшим подростковым возрастом и началом юношеского возраста. Об этом свидетельствует достаточно высокий уровень рефлексии у подростков. Кроме того, именно в подростковый период происходит накопление необходимо морального опыта и формирование правильного (общепринятого) произвольного поведения.
Ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением
Подростковый возраст – это возрастной этап в развитии каждого человека, который является переходным между детским возрастом и взрослостью.
Подростковый возраст характеризуется тем, что он является одним из наиболее сложных, в психологическом плане, этапов становления человека. Связано это с тем, что в подростковый период происходит гормональная перестройка в организме, в результате чего гормоны оказывают воздействие на поведение подростка, чаще всего это отрицательное воздействие (смена настроения, обидчивость и т.д.). Кроме того, негативно на поведение подростков и их взаимоотношения с окружающими оказывает то, что у них нет еще необходимого жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, импульсивность и эмоциональная возбудимость, стремление занять лидерское положение в референтной группе, обостренное чувство независимости, неуравновешенность, негативизм, торможение или возбуждение.
Подросток не чувствует себя еще взрослым, но он уже и не ребенок. Именно это «распутье» во много определяет специфику его поведения.
Подростковый возраст является достаточно противоречивым, так как подростку еще сложно войти в мир взрослых, найти в нем свое место. Важно еще и доказать, что ты вырос и что-то может. Именно с целью доказать, подростки совершают достаточно противоречивые поступки. Результатом этого является формирование и постепенное установление девиантного поведения.
Девиантное поведение – это тип поведения, который характеризуется отклонением от общепризнанной социальной нормы.
В настоящее время дивиантное поведение подростков приобретает массовый характер. Если своевременно не обратить на это внимание, не принять специальных мер, то в дальнейшем у человека будет стойкое девиантное поведение, принятое за норму.
Кроме того, очень важным является и процесс формирование ценностных ориентаций у подростков с девиантным поведением. Основной их характеристикой можно назвать то, что их ценности больше склонены в отрицательную сторону.
Так, было установлено, что в структуру ценностей подростков с девиантным поведением входят в первую очередь индивидуальные ценности, а не общественные, как это должно быть (любовь, семья, дружба, здоровье, личный успех и т.д.).
В иерархии ценностей снижается статус духовности, падает значимость ценностей саморазвития, трудовой, образовательной, общественной деятельности, угасает интерес к духовно-эстетической сфере, наблюдается истощение духовного мира подростка.
Таким образом, необходимо постоянное оперативное изучение подростковой группы в целях организации контроля над воздействием экономических и политических перемен на сознание детей, определение возможности коррекции этого влияния. [/Замечание]
В настоящее время в образовательных учреждениях реализуются разнообразные программы по профилактике девиантного поведения у подростков (например, вовлечение учащихся в школьное планирование; программы предупреждения употребления наркотиков и алкоголя, возникновения ранней беременности, вовлечения в криминальные группы; программы обучения критическому отношению к СМИ; формирование партнерских взаимоотношений с родителями и т.п.).