Педагогика — это наука о воспитании и обучении человека, в первую очередь в детском и юношеском возрасте. Предметом науки является целостный педагогический процесс формирования и направленного развития личности.
Объект и предмет педагогической психологии
Рассматривая педагогическую психологию, как и любую другую отрасль науки, важно разграничить понятия ее объекта и предмета. Объект представляет собой то, что существует в качестве данности вне самого исследования. Он может быть изучен различными науками. В качестве объекта выступают материальные и нематериальные явления, тела, процессы.
В качестве предмета педагогической психологии выступают факторы, механизмы, законы освоения социального и культурного опыта, а также вызванные данным процессом освоения изменения уровня личностно-интеллектуального развития человека. Ребенок здесь выступает как субъект учебной деятельности, которая организована и управляется педагогом в различных условиях образовательного процесса.
Педагогика в психологии исследует закономерности овладения знаниями, умениями и навыками. С ее помощью происходит исследование индивидуальных различий в данных процессах. Педагогическая психология предназначена для изучения закономерностей формирования у школьника активного самостоятельного творческого мышления. Благодаря ему происходят изменения в психике под воздействием воспитания и процесса обучения (формируются психические новообразования).
В более широком понимании предмет науки выступает тем, что она исследует в рамках объекта. Это определение красноречивым образом отражает сложность, многоаспектность и неоднородность предмета педагогической психологии.
Задачи педагогической психологии
Педагогическая психология в целом занимается выявлением, изучением и описанием психологических особенностей и закономерностей личностно-интеллектуального развития индивида в соответствующих условиях учебной и воспитательной деятельности, процесса образования.
В качестве конкретных задач педагогической психологии выступают:
- Раскрыть механизмы и закономерности обучающего и воспитывающего влияния на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся;
- Определить механизмы и закономерности освоения учащимися социального и культурного опыта, включая его структурирование, сохранение (упрочнение) в индивидуальном сознании учеников и использование в разных ситуациях;
- Определить связи между уровнем интеллектуального и личностного развития учеников и методами воздействия (воспитывающего и образовательного);
- Определить особенности организации и управления учебной деятельностью учащихся и воздействие данных процессов на их личностно-интеллектуальное развитие, а также на учебную и познавательную активность;
- Исследовать психологические основы работы педагога, включая его индивидуальные психологические и профессиональные качества;
- Определить механизмы и закономерности развивающего обучения, в частности развития научно-теоретического мышления;
- Определить закономерности, условия, критерии усвоения знаний, сформировать на их основе операциональный состав деятельности в ходе решения различных задач;
- Выявить психологические основы диагностики качества и уровня усвоения, включая их соотнесение со стандартами образования;
- Разработать психологические основы последующего улучшения процесса образования на любом уровне образовательной системы.
Структура педагогической психологии
В рамках каждой отрасли научного знания предмет определяется ее структурной организацией, то есть теми разделами, которые включены в эту науку. По традиции педагогику в психологии рассматривают в составе 3 разделов:
- психология обучения,
- психология воспитания,
- психология учителя.
Психологию дошкольника и школьника любых возрастов рассматривают в рамках возрастной психологии. Отдельно рассматривают студенческий возраст в качестве особого жизненного периода (например, психологическая школа Б. Г. Ананьева).
Предмет педагогической психологии трактуется расширительно, в том числе в него включаются особенности самого образовательного процесса в качестве единства учебной деятельности учеников и педагогической работы учителя, а также их характеристики для определения психологических закономерностей позитивного развития учеников. По этой причине структуру педагогики в психологии можно представить с другой точки зрения, которая определяется соответствующими соображениями.
В соответствии с родовым признаком педагогика в психологии является психологической, но и самостоятельной отраслью научного знания. В состав данного предмета включено большое число аспектов психологии личности, коллективов и сотрудничества. Она же рассматривает все стороны возрастной и социальной психологии, а также психофизиологии.
Перечисленные аспекты рассматривают в отношении процесса и результата образования. Именно они формируют предмет педагогической психологии. Подобную трактовку педагогической психологии можно соотнести с современным рассмотрением большого многообразия ее предмета.
Примером может быть отрасль знаний, которая называется психология образования или теория обучения. В их рамках сам процесс обучения чаще всего понимают в качестве двустороннего процесса преподавания и научения (учения). Во-вторых, предлагаемая точка зрения, которая предлагается для рассмотрения структуры педагогики в психологии, должна предполагать немного другое определение взаимосвязи между обучением и воспитанием. Под обучением современная педагогическая наука понимает активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) знаний обучающимся.