Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные положения теории планомерного формирования умственных действий П. Я. Гальперина

Определение 1

Теория Гальперина — это концепция, в соответствии с которой умственное развитие представляет собой результат переноса внешних материальных действий во внутренний план восприятия, представлений и понятий. Данный перенос происходит посредством стадий, на каждой из которых осуществляются новое воспроизведение действий и их системные преобразования.

Основные положения теории Гальперина и ее особенности

Петр Яковлевич Гальперин — это советский психолог. Известным его сделала концепция поэтапного формирования умственных действий. Автор изложил ее в своей монографии «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий» в 1965 году.

Для общепсихологической теории Гальперина были характерны следующие положения и особенности:

Статья: Основные положения теории планомерного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
  • Оригинальное понимание предмета психологии в качестве направления, исследующего ориентировку субъекта в предметной ситуации;
  • Формирование нового метода исследования психических процессов, который принципиально отличался от широко распространенного тестового метода исследования;
  • Наличие теоретических и экспериментальных доказательств о том, что магистральный путь исследования психических явлений представляет собой их построение с заданными свойствами;
  • Разработка принципиально нового подхода к практике обучения в школе;
  • Экспериментальные доказательства того, что представляется возможным быстрое и эффективное усвоение без проб и ошибок любых предметных знаний (математика, физика, язык и др.).

Одна из центральных психологических проблем в теории Гальперина была представлена проблемой психологического различия орудия (у человека) и средства (у животных). В истинном соотношении субъекта и орудия на первый план начинает выступать вопрос о том, чем является данная вещь (средство) для того, кто ее берет? Если для него она представляет вещь, в которой не зафиксирован способ действия, то, естественно, что дело получает логику подобного действия от самого субъекта.

«Основные положения теории планомерного формирования умственных действий П. Я. Гальперина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Напротив, когда вещь изготовлена для определенной цели и требует соответствующих способов применения, то субъект, перед которым она начинает выступать так и который обращается к ней ради этих орудийных свойств, подчиняется объективным требованиям системы операций. Последние фиксированы по данному орудию.

То, каким образом выступает средство перед субъектом (как вспомогательное, что является простым продолжением передних конечностей, или как истинное орудие, фиксирующее «в себе» операции социального использования), зависит от действительности, в которой находится индивид. Животные используют орудия в качестве естественных вещей, тогда как даже в естественных вещах люди видят их вероятное орудийное использование.

Гальперин рассматривал различия, которые можно было наблюдать в процессе освоения простейших орудийных операций в онтогенезе. Примером может быть овладение навыком использования ложки. Сначала дети попытаются схватить ложку как можно ближе к ее «рабочему концу», поднимая резкими движениями косо снизу-вверх. В такой ситуации все содержимое ложки из нее вываливается.

Дети первоначально воспринимают ложку как продолжение своей руки и лишь потом усваивают приемы специализированного использования ее в качестве орудия. Таким образом, орудийные операции представляют собой систему движений орудием, которые направлены на предметное применение в зависимости от конкретной цели.

Среди основных положений теории Гальперина можно выделить:

  • Умственное развитие является результатом переноса внешних материальных действий во внутренний план восприятий, представления и понятий;
  • Перенос производится через ряд стадий, на каждой из которых по-новому воспроизводятся действия и системные преобразования;
  • Осуществление действия во внешней материальной форме на первом этапе, на втором этапе ребенок начинает вслух повторять содержание ориентировочной схемы, а на третьем постепенно исчезает внешний аспект речи (действие производится во «внешней речи про себя»). На четвертой стадии речевой процесс начинает уходить из сознания (выполнение действия во «внутренней речи).

Считается, что изменение действий по уровням становится основой движения по стадиям развития. Соответственно на первой стадии происходит развитие мотивационной основы, на втором — ориентировочной, от аспектов которой будет напрямую зависеть качественная сторона формируемого действия. На третьей стадии и на последующих начинается отработка действия.

Подход Гальперина к формированию умственных действий

В своей концепции Гальперин четко разделил ориентирующую часть действия и его исполнительную часть. Именно первая из них несет ответственность за ход (процесс) научения и качество его результата. Ученый выделял 3 типа ориентировочной деятельности, которым соответствовали 3 стадии обучения, имеющие разный развивающий коэффициент.

Первая и вторая стадия не влияла на умственное развитие. В третьей же ярко выступал эффект общего развития. Поэтапный тип обучения предполагает наличие для ребенка четких средств различений и оценки внутреннего построения и свойств объектов. Он способен порождать огромный интерес к их анализу, позволяя по-новому подходить к вопросу возрастных возможностей дошкольника.

Для формирования у детей представлений о том, что и в какой последовательности необходимо делать, нужно сначала создать определенный «алгоритм» выполнения задания. Он представляет собой схему ориентирующей основы действия. Его дают ребенку как устные указания (объяснения). Это происходит, например, во внешней («материализованной») форме: карточка, на которой все расписывается.

Ребенку необходимо не просто заучить представленные формулировки. Он должен обучиться правильному выполнению требуемых действий по данному алгоритму. Соответственно, «заучивание» приходит само, даже незаметно для дошкольника.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot