Моторное развитие
Младенческий возраст - это период в психологии развития от 2 месяца до 1 года, который наступает после кризиса новорожденности. Данный период является одним из наиболее важных в развитии, потому что в это время происходит многогранное развитие ребенка в абсолютно различных направлениях. В данный период начинается переход с естественного уровня развития (с рефлекторного уровня адаптации) на социальный (взаимоотношения со взрослыми).
Ведущий тип деятельности в данный период - взаимодействие со взрослыми. Ведущая функция - сенсорная: ребенок изучает весь окружающий мир наощупь, через хватания и органы чувств.
В связи с этим, данный период является критическим для развития моторики – формируются движения глаз, движения рук, а затем оформляются общие локомоции.
Двигательное развитие ребенка идет по двум основным направлениям: цефало-каудальное (от головы к конечностям: сначала ребенок держит головку, потом садится, а потом стоит) и проксимо-дистальное (от центра к периферии: сначала это крупные махи руками, потом недифференцированные хваты, а затем уже тонкие захваты пальцами)
Движение глаз формируется к 3 месяцам: возникает следящий взгляд, зрительное сосредоточение, фиксация взгляда, формируются основные движения глаз (вправо-влево, вниз-вверх, круговое). Зрительный анализатор младенца характеризуется неоформленной тонкой моторикой, ступенчатым характером развития, низкой степенью согласованности в движениях глаз и головы
Движение руки идет по линии развития активного хвата: до 1 месяца преобладают хаотичные движения, от 1 до 3 месяцев движения усложняются и становятся более координированными, от 3 до 4 месяцев ребенок пытается воспроизводить те движения, которые тактильно принесли ему удовольствие, от 4 до 5 месяцев возникают целенаправленные и произвольные движения, они утончаются, соотносятся с местоположением предмета и его формой, к 5 месяцам происходит оппозиция большого пальца, к 11 - указательного пальца и оформляется пинцетный захват, что приводит к развитию тонкой моторики
Общие локомоции развиваются следующим образом: от 2-3 месяцев ребенок начинает поднимать голову, от 3 до 6 месяцев ребенок начинает делать перевороты (со спины на живот, а потом наоборот), с 5 до 6 месяцев ребенок может сидеть с поддержкой, с 6 - 9 - уже способен сидеть без поддержки, с 5 до 7 месяцев - ребенок научается стоять с поддержкой, а с 7 до 9 месяцев - научается стоять с опорой на что-то, к 10 месяцам младенец уже может ходить с поддержкой, а к 12 - без поддержки
Развитие перцепции и мышления
Первая стадия развития перцепции - это период с 1 по 4 месяц развития, в течение которого у ребенка развивается способность слежения за движущимися объектами. Ребенок пытается схватить тот предмет, который доставляет ему удовольствие, но это происходит пока еще неосознаваемо и плохо скоординировано между движениями рук и глаз.
Вторая стадия развития перцепции - это период от 4 до 8 месяцев: в этот период происходит повышение активности и скоординированности движений рук и глазодвигательного аппарата, развивается экстраполяция зрения (младенец на основе траектории движения объекта может предугадать его местоположение). Кроме этого, ребенок начинает смотреть на то, что что он взял и пытается схватить то, что видит
Третья стадия - это период от 8 до 12 месяцев, на который приходится развитие у ребенка способности нацеливаться на предмет, хватать вслепую (то есть с отводом взгляда от объекта). Младенец способен выделять и узнавать те предметы, которые раньше не имели значения. Также важным психическим феноменом в развитии перцепции становится развитие активного поиска исчезнувшего предмета.
Мышление ребенка в младенческий период также имеет свои линии развития: в первый месяц преобладает активность врожденных рефлексов, с 1 по 4 месяц - оформляется координация между условными рефлексами. Возникает первичная круговая реакция: когда ребенок воспроизводит действия ради действия, которые реализуются в пределах собственного тела.
Затем между 4-8 месяцами происходит формирование координации зрения и хватательных движений, и тогда уже оформляется вторичная круговая реакция (реализуется с внешними предметами): когда ребенок повторяет действия ради результата (это зачатки преднамеренных действий). И уже на стадии между 8 и 12 месяцами оформляется координация сенсомоторных схем: ребенок реализует действия ради достижения внешних целей.
Так или иначе, до 2 лет у ребенка идет развитие сенсомоторного интеллекта, который развивается через органы чувств и формирование сенсомоторных схем.
Предречевое и эмоционально-социальное развитие
Предречевое развитие младенца реализуется по двум направлениям: развитие понимания речи взрослых и развитие предречевых вокализаций (интонационных структур, псевдослов)
Касательно псевдослов, на 1 месяц у ребенка развивается «гуканье» (сочетание согласных губных звуков), на 2 месяц формируется «гуление» (сочетание гласных звуков), и уже на 3 месяц оформляется «лепет» (сочетание слогов).
Интонации развиваются следующим образом: на 1 месяц оформляется интонация недовольства, на 2 месяц оформляются звуки спокойного гуления, на 3 месяц - звуки радости и смеха, на 6 месяц - оформляются интонации дифференцированной радости (на конкретные объекты и явления), на 7 месяц оформляются интонации эмоциональной просьбы, и уже с 1 года жизни появляются интонации вопроса
Жестовая речь формируется после 6 месяцев, а понимание речи взрослых оформляется к 10 месяцам.
Эмоционально-социальное развитие начинается с 3 месяцев, и на протяжении двух месяцев идет глобальное эмоциональное реагирование на знакомых и незнакомых людей. На 6 месяц развивается стойкое положительное отношение к родным людям и отрицательное - к незнакомым.
До 6 месяцев идет интенсивное эмоциональное общение со взрослыми, а к 8 месяцам развивается ситуативно-деловое общение - это форма общения, которая реализуется между взрослым и ребенком в процессе реализации совместной деятельности. Основной потребностью ребенка на этом этапе является соучастие взрослого, совместное выполнение какой-либо деятельности: предметные действия, позы, вокализации, речь.