Логотерапия — это теория, разработанная австрийским психологом В. Франклом, согласно которой развитие личности происходит через ее стремление к поиску смысла жизни.
Эта теория утверждает, что задача человека состоит в формировании лучшего себя из «исходного материала», а также в создании лучшего окружающего мира посредством распознавания и реализации смысла всех происходящих событий.
Понятие и цели логотерапии
Логотерапия, как и любые психотерапевтические методики, представлена лечебным воздействием на человеческий организм и психику. Тем не менее, в ее основе лежит поиск и анализ смысла жизни.
Логотерапия представляет собой вид психотерапии, в основе которой лежит психолого-антропологическая модель.
Слово «логос» имеет греческое происхождение и интерпретируется в представленном контексте в качестве «смысл». Если рассматривать другие, столь же верные переводы слова «логос» (например, «рациональный порядок», «слово»), то они для трактовки основных целей и задач логотерапии не подходят.
Основная задача логотерапевтов состоит в убеждении их клиентов в чём-либо с помощью рациональных доводов. Для этого они используют определение глубинного, особенного и индивидуального смысла.
История логотерапии своими корнями уходит в 30-е годы прошлого века. Первоначальные основы этого направления были представлены в 1938 году В. Франклом. Ученый разработал их, взяв за основу индивидуальную психологию А. Адлера и психоаналитическое направление З. Фрейда.
Сегодня логотерапия, которую стали часто называть «третьей венской психотерапевтической школой», представляет собой эмпирически обоснованное и признанное на международном уровне психотерапевтическое направление (подход).
Основы логотерапии
Основной мотивационной силой человека, в соответствии с положениями логотерапии, является его стремление к смыслу. По мнению Франкла, человек в любой ситуации и состоянии будет стремиться к смыслу, стараясь дать обоснование своему существованию и соотнося его с окружающими людьми и в целом с миром.
Франкл представил трёхмерную модель личности, содержащую два измерения в горизонтальной плоскости (психическое и физическое) и одно в вертикальной плоскости (ноэтическое или духовное). Данные измерения составили одно неделимое целое.
Духовная составляющая становится в людях тем, чем они отличаются от животных. Аспекты духовного измерения противопоставлены гомеостатическим процессам. В результате этого происходит напряжение между тем, что уже было достигнуто, и тем, что только еще необходимо реализовать. Данное напряжение способно поддерживать стремление человека к воплощению ценностей и осуществлению смысла.
Франкл писал, что о психическом здоровье можно говорить лишь в том случае, когда появляется определённое напряжение между индивидом и внешним смыслом, который нужно реализовать. Являться человеком – означает, по своей сути, стать открытым для чего-то внешнего, для того, что отличается от индивида, существующего самостоятельно. Кроме этого, человек является свободным, ответственным и духовным существом. В состав духовного можно включить следующие элементы:
- Смысл,
- Свободу выбора,
- Интуицию,
- Креативность,
- Вдохновение,
- Идеал,
- Совесть,
- Ответственность,
- Идеи и юмор.
Задачи логотерапии
Виктор Франкл имел своё профессиональное кредо, суть которого состояла в том, что людей нельзя сводить к их болезням или симптомам. В своей книге «Человек в поисках смысла» этот исследователь представил своё кредо на примере работы с душевнобольными пациентами.
Ученый писал, что ни одно из мыслимых обстоятельств не способно ограничить личность так, чтобы она была стопроцентно лишена свободы. Исходя из этого, у людей может оставаться даже небольшая часть свободы, вне зависимости от ограничений, которые создают неврозы или психозы. Даже самый тяжёлый психоз не может затрагивать сокровенное сердце личности.
Задача логотерапевта состоит в том, чтобы рассматривать человека как «что-то большой». Он всегда преследует цель определить точки соприкосновения с той частью натуры клиента, которая «не поражено болезнью». Терапевту необходимо помогать прийти к осознанию возможностей и ресурсов.
Основа логотерапевтического подхода составлена тремя философско-психологическими компонентами:
- Свободой воли;
- Волей к смыслу;
- Смыслом жизни.
Сегодня логотерапия используется специалистами в качестве отдельного метода, в комплексе с другими методиками. Также ее применяют в индивидуальной и в групповой работе. Кроме сферы психотерапии, к логотерапии, как правило, прибегают и в педагогике.
Эффективность логотерапии проявляется в предупреждении кризисов, их нейтрализации и посткризисной работе. Она показала свою действенность в профилактике депрессии, агрессии и суицидального поведения. Особенно результативно это направление в работе с психиатрическими больными и заключёнными лицами.
Логотерапия, которую разработал Виктор Франкл, стала предельно действенным методом психотерапевтической помощи. Она необходима тем людям, которые испытывают затруднения, связанные с поиском смысла жизни. Она позволяет расставлять приоритеты.
Смысл жизни нужен каждому человеку. Если же его еще нет или его очертания размыты, это не может говорить о том, что пора обращаться к помощи логоспециалиста. Возможно, человеку просто необходимо немного пораскинуть мозгами и лучше разобраться в самом себе.
Франкл утверждал, что основным достижением человечества является не прогресс, а то, каким образом оно способно встретиться лицом к лицу с собственной судьбой, которую нельзя поменять.