Понятие затрудненного общения
Затрудненное общение – это проблемы в общении и взаимодействии любого рода, характеризующиеся непониманием того, с кем взаимодействует субъект.
В современной отечественной психологии, тема затрудненного общения является достаточно обсуждаемой и актуальной среди психологов. К основным причинам возникновения затрудненного общения у детей относят состояние тревоги, напряженности, дискомфорта и эмоционального неблагополучия.
Затрудненное общение включает в себя такие трудности как сбои, преграды, конфликты, барьеры, препятствия и осложнения. Все они могут встречаться как по отдельности, так и в совокупности в процессе коммуникации. Их наличие значительно осложняет процесс общения и способствует возникновению деструктивных последствий.
В настоящее время, в психологии, затрудненное общение у детей рассматривается в следующих плоскостях:
- Как социально-психологический феномен, которые проявляется только в процессе социального взаимодействия или общения.
- Как объективное явление, которое представляет собой несоответствие между поставленной целью общения и получаемым результатом (моделью общения).
- Как субъективное явление, проявляющееся у ребенка при переживаниях различного типа, причинами и основой которых может быть неудовлетворенность потребностей, наличие когнитивных и мотивационных диссонансов и т.д.
Особенности организации общения с детьми, в зависимости от вида затруднения в общении
Организация общения и взаимодействия с ребенком, испытывающим затруднения в общении, во многом зависит от вида затруднения.
Виды затруднений в общении, в зависимости от психических особенностей личности ребенка:
Агрессивность – характерна для большинства детей дошкольного возраста, так как дети еще не в полной мере усвоили нормы и правила поведения. В основном спорные и конфликтные ситуации дети решают посредством ссор, драк и т.д.
Для того, чтобы организовать продуктивное общение и взаимодействие, необходимо в первую очередь устранить причину агрессивности, а затем уже помочь усвоить детям правила поведения. Организованное таким образом взаимодействие способствует не только снижению агрессивности, но и корректирует те трудности, которые дети испытывали при общении со сверстниками и взрослыми, а также оказывает положительное влияние на устойчивое развитие положительных качеств личности.
Излишняя обидчивость – это излишние и болезненные переживания ребенком отвержения или игнорирования со стороны других людей.
В общении излишняя обидчивость негативно сказывается на установлении контакта с собеседником. Особенно это актуально становится по достижении ребенком 5-ти лет, так как до данного возраста дети не заостряют особое внимание на некоторых негативных моментах, которые могут быть причиной обиды (отрицательная оценка взрослого, жалобы сверстников и т.д.). С 5-ти лет феномен обиды становится более заметным, так как ребенок нуждается в уважении, подтверждении своей значимости. Если в процессе общения ребенку показалось, что собеседник не испытывает к нему доверия или должного уважения, то это может вызвать обиду. Обида является одной из причин затрудненного общения.
Организуя общение с ребенком, зная особенности его характера и то, что он чрезмерно обидчив, необходимо проявлять уважение и внимание к его речи, высказывать свою точку зрения корректно. При этом следует ненавязчиво формировать представление о том, что каждое мнение имеет место быть и не нужно обижаться, если твое мнение не совпадает с мнение оппонента. Это поможет ребенку в дальнейшем успешнее общаться и взаимодействовать с окружающими и снизит уровень обидчивости.
Застенчивость – является одной из самых сложных и распространенных проблем межличностных отношений и причиной затруднения в общении.
Застенчивость является причиной существенных трудностей в общении, особенно если общение происходит с незнакомыми или малознакомыми людьми. Застенчивым детям сложно высказать свои мысли или идеи, отстоять свое мнение, в процессе общения они испытывают скованность и неуверенность.
Как показывают проведенные исследования, застенчивость начинает проявляться у детей в возрасте 3-4 лет и сохраняется на протяжении всего периода дошкольного детства. Примерно к 7-ми годам застенчивость несколько сокращается.
При организации общения с застенчивым ребенком, необходимо взять инициативу в свои руки, то есть помогать ребенку выразить свои мысли, задавать наводящие вопросы, не перебивать и не торопить. В дальнейшем это поможет выработать у ребенка нужную модель общения и избежать затруднений во взаимодействии с окружающими.
Причины затруднений в общении
Для того, чтобы правильно организовать общение с ребенком, испытывающим трудности в общении, помимо знаний о типе затруднения, нужно знать и причины его возникновения.
Основные причины затруднений в общении у детей.
- Недостаточно развиты навыки общения, игровые навыки и навыки взаимодействия. Например, чтобы привлечь внимание сверстника ребенок его толкает.
- Неумение управлять собой в процессе общения. Особенно это актуально для детей импульсивных и гиперактивных, которые не способны управлять своим поведение в процессе общения и взаимодействия, либо это управление дается им с большим трудом.
- Наличие индивидуальных особенностей ребенка, в связи с чем, он не желает общаться с окружающими. В основном это характерно для детей, которые имеют определенные внутренние переживания.
- Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребёнка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих ребёнка сверстников он требует беспрекословного подчинения.
- Воспитательная неуверенность взрослых создаёт неуверенность в общении у воспитываемых ими детей. Происходит «заражение» неуверенным типом поведения, которое выражается в конфликтах (происходит социальное наследование стиля общения).