Сущность понятия «оперантное научение»
Оперантное научение – это вид научения, которое происходит на основе подкрепления реакций, относящихся к типу оперантов.
Данный вид научения описали американские ученые-психологи Б. Скиннер и Э. Торндайк. Они считали, что подкрепления результатов упражнений необходимо внести в схему научения.
Основу оперантного научения составляет схема «ситуация-реакция-подкрепление». В качестве первого звена Э. Торндайк в схему научения вводит проблемную ситуацию. Выход из этой ситуации сопровождался пробами и ошибками, которые могли привести к случайному успеху.
Закономерности решения проблемных ситуаций Торндайк первоначально изучал на животных, а позднее на маленьких детях. Анализируя сложное спонтанное поведение животных в поисках выхода, определить стимул на определенную реакцию было сложно. Постепенно у животных стали наблюдаться реакции, ведущие к цели. Торндайк вывел формулу для всех типов поведения, как животных, так и человека – «пробы, ошибки и случайный успех» и высказал предположение, что данный процесс определяют три закона поведения:
- готовность, определяемая навыком в организме нужного состояния, которое будет толкать к активности, например, чувство голода;
- упражнения (повторение) – часто совершаемое действие чаще выбирается в последствии;
- эффект (подкрепление) дает чаще повторяемое действие.
Что касается проблем школьного обучения, то Торндайк определяет их как искусство создавать и задерживать стимулы. Это необходимо для того, чтобы предотвратить или, наоборот, вызвать какие-либо реакции.
Стимулами для ребенка могут быть слово, фраза, взгляд, обращенные к нему, а ответной реакцией будет состояние ученика, его действия, мысли и чувства.
Активность организма при оперантном научении очень большая и контролируется результатами. В общем, получается, что если действия привели к положительному и позитивному результату и успех достигнут, то эти действия будут закрепляться и повторяться.
На основании собственного опыта, ребенок имеет разнообразные интересы, и задача учителя заключается в том, чтобы среди них увидеть «хорошие» для дальнейшего их развития. Для того чтобы направить интересы ребенка в нужное русло учителю необходимо связать выполняемую работу с чем-то важным для ребенка, например, с его статусом в классе.
Также можно использовать механизм подражания, когда учитель, влюбленный в свой предмет передает эту любовь своим ученикам, заинтересовывает их своим предметом.
Ещё один путь учителя к ученику – это сообщать ему такую информацию, которая вызовет интерес к предмету.
Если говорить в целом, то опыты Торндайка с лабиринтом являются упрощенной моделью окружающей среды. В какой-то мере лабиринтная методика действительно моделирует отношения организма и среды, но односторонне и очень ограниченно, поэтому переносить открытые закономерности на социальное поведение человека довольно трудно.
Оперантное научение Б.Ф. Скиннера
В психологии существует много интересных теорий и методик. Такие методики, как оперантное научение оказывают помощь семье, оказывают влияние на успеваемость детей, повышают самооценку и др.
Суть оперантного научения заключается в установке ассоциативной связи между поведением и следствием этого поведения.
Научение – это своеобразный метод обучения, требующий конкретного действия. Часто оперантное научение называют методом Скиннера, который был убежден, что любое поведение мыслями или мотивацией объяснить невозможно.
Скиннер использовал термин оперантный для описания любого поведения, говоря другими словами, Скиннер объяснил на примере научения, как люди приобретают привычки и модель поведения в повседневной жизни.
Рисунок 1. Оперантное научение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теория оперантного научения Скиннера включает следующие положения:
- На основе реакций вырабатываются классические условные рефлексы, а на основе оперантов вырабатываются инструментальные рефлексы. Условный рефлекс вырабатывается в результате образования ассоциации между безусловным и нейтральным раздражителями. Инструментальный рефлекс образуется между определенным поведением и его последствиями;
- Только при наличии подкрепления возможно любое научение. Скиннер, исходя из закона эффекта Торндайка, определил подкрепление, убрав из него субъективное понятие, связанное с состоянием удовлетворения. Любое событие, сочетающееся с каким-либо видом поведения, Скиннер понимает как подкрепление. Например, для голодного животного в его ящике подача пищи будет подкреплением;
- Любое поведение можно создать подкреплением – на основании этого положения ученый разработал способ формирования поведения через последовательные приближения. Суть его заключается в том, что путь от исходного поведения до конечной реакции, разбивается на несколько этапов. Каждый из этапов необходимо систематически подкреплять, приближаясь к нужной форме поведения;
- Поведение человека и животного зависит от внешней среды и системы внешних подкрепляющих факторов. Человек только думает, что свободен в выборе поведения и что сам решает свою судьбу, но, на самом деле он похож на животное, помещенное в ящик Скиннера. В повседневной жизни можно увидеть множество примеров оперантного научения с перспективой награды и использование этого научения с целью отучить человека от нежелательной привычки наказанием или лишением желаемого.
Выделяется два вида подпитки:
- позитивное подкрепление используется для поощрения нужной модели поведения;
- негативное подкрепление – это действия, не несущие в себе удовольствие.
Наказание используется при необходимости прекратить нежелательную модель поведения. Выделяется два вида наказаний – позитивное и негативное.
Примеры и формы оперантного научения
Примерами оперантного научения являются катание на доске, игра на музыкальном инструменте, метание дротиков – это образцы оперантной реакции. Эти реакции самостоятельно приобретены, поэтому для них стимул, который можно было бы распознать, существовать не может.
Рассуждать о возникновении оперантного метода поведения бессмысленно, и Скиннер этого не отрицал.
Стимулы или внутренне причины, ответственные за их появление не могут быть известны, а это значит, что возникают они спонтанно.
В случае благоприятного отражения последствий на организме, вероятность их повторения будет сильнее, это значит, что последствия подпитываются, благодаря которому происходит оперантное обусловливание.
Величина стимула позитивного подкрепления воздействует на последующую частоту реакции соответственно.
Теория, таким образом, действует и в обратном направлении – если реакция неблагоприятная и отсутствует подкрепление, то значительно уменьшается вероятность получения операнта.
Являясь следствием, оперантное обусловливание, считал Скиннер, может контролироваться неприятными последствиями. Агрессивное или негативное последствие может ослабить поведение, и оно же усиливает поведение, которое их устраняет.
Научение можно рассматривать как форму обучения.
Встречается оперантный метод поведения в каждой семье и с самого раннего детства – это плач. Когда маленький ребенок плачет, возникает моментальная реакция родителей, что является выражением внимания и других подкреплений.
Подкрепляющим фактором для плачущего ребенка будет внимание родителей. Однако учитывать надо и то, что плач может быть не всегда следствием боли, а просто желанием внимания.
Интересным примером являются дрессировки животных в цирке, когда их побуждают совершать какие-либо действия и затем угощают небольшим кусочком пищи, чаще всего кусочком сахара.
Когда животное освоило действие, его побуждают совершить новое и, если это новое действие животное не осваивает, то остается без лакомства.
Поэтому каждая новая попытка будет продолжаться до достижения цели. Поведение, при необходимом порядке подпитки, поддается контролю и управлению.
Проведя многочисленные эксперименты, Скиннер утверждал, что научения одинаково закономерны и для людей, и для животных.