Понятие, цели и задачи общего психологического практикума
Общий психологический практикум - это практическая дисциплина по психологии, которая базируется на применении теоретических знаний, полученных в курсе общей психологии.
Основная цель данной дисциплины - более глубокое понимание теоретических основ психологического знания через практическое исследование.
Основные задачи данной дисциплины - ознакомление студентов-психологов с основными методами практической работы и методами организации психологических исследований, а также формирования готовности студентов к проведению таких исследований с применением практических знаний и навыков в психологии.
Основной предмет данной дисциплины - это практические методы исследования психологических явлений.
Сами занятия дисциплины строятся по принципу выполнения студентами практических заданий, которые требуют переноса полученных теоретических знаний в область практики.
Сами занятия строятся по принципу исследовательских работ, что развивает навыки исследовательской деятельности, постановки гипотез, целей исследования, формирования исследовательских задач, интерпретации полученных результатов и способов их предоставления респонденту.
Тематика психологического практикума может быть разная, но общий психологический практикум, как правило, ориентирован на исследование личности и ее феноменов. Тема личности в целом для психологии является важным конструктом, поэтому исследование ее структуры, свойств и особенностей очень важно для практической деятельности. Общий психологический практикум по исследованию личности сочетает в себе два основных раздела - это изучение подходов к пониманию личности и изучение методов исследования личности. В результате чего студенты должны научить ориентироваться в многообразии психологических явлений личности и иметь представление о том, как их можно исследовать.
Основная структура общего психологического практикума
В основном, практикум строится на предоставлении студентов вариантом психологического исследования личности, ее структуры и феноменов. В ходе практикума, у студента должно сложиться интегральное представление о том, каким образом и в каких случаях целесообразно применять те или иные методы, сформироваться видение разных возможностей и путей исследования.
Первая часть практикума, как правило, посвящена исследованию самой структуры личности, которая делится на следующие темы: практическое исследование темперамента (экстраверсия и интроверсия, свойства по И. П. Павлову, доминирующий тип), характера (акцентуации, волевые характеристики, склонность к рискованному поведению), исследование способностей (общий способностей, специальных, самооценка способностей), направленности личности (интересы, мотивационные аспекты личности, ценностные ориентации).
Вторая часть практикума, как правило, посвящена методам исследования личности в целом: наблюдение, беседа, моделирование, эксперимент, тесты, проективные методы, биографические методы, эксперимент.
Помимо этого, важной структурной частью практикума является обучение студентов навыкам получения и описания эмпирических данных. К каждому методу исследования и к каждой методике исследования прилагается очень точная и последовательная инструкция с дальнейшими шагами обработки данных и их интерпретации. Студент должен научиться объяснять инструкцию самому испытуемому, фиксировать результаты, обрабатывать их, интерпретировать, интегрировать в единый портрет и презентовать доступным языком испытуемому.
Основные методы исследования личности
Рассмотрим подробнее основные методы исследования личности.
Самый первый из них, который изучают студенты - это наблюдение. В ходе практикума, студенты знакомятся с наблюдением как методом психологии вообще: изучают его отличительные характеристики, знакомятся с видами наблюдения, учатся формулировать протокол наблюдений и вести отчет. Помимо этого, студенты обучаются разным техникам ведения наблюдения в зависимости от исследуемого феномена и поставленной цели. И как следствие, студенты учатся анализировать и обрабатывать полученный материал с последующим формулированием выводов.
Второй метод, который осваивают студенты, это беседа и навыки ее организации и проведения. В ходе практикума студенты учатся формулировать исследовательскую задачу, формировать под нее пул вопросов для исследования и оформлять их в беседу, также студенты изучают особенности построения беседы, подготовки к ней, ведения диалога, обучаются фиксировать полученную информацию и обрабатывать полученный материал с последующей интерпретацией и презентацией.
Третий метод - это интервьюирование. В ходе практикума студенты изучают виды интервью: структурированное, полуструктурированное и неструктурированное, выбирают один из видов и пробуют его со своими коллегами. В ходе работы студенты осваивают навыки установки контакта, продумывания исследовательской темы и формирования основных интересующих вопросов. Также студенты учатся фиксировать получаемую информацию, обрабатывать ее (контент анализ, дискурс анализ, феноменологический анализ) и в как итог презентовать полученные результаты.
Четвертый метод - моделирование, он заключается в формирование игровых или экспериментальных условий, в которых испытуемому дается некая задача, которую он должен выполнить, и в ходе выполнения этой задачи студенты (экспериментаторы) учатся фиксировать важные личностные особенности, свойства, индивидуальные паттерны принятия решений. В ходе такой работы студенты осваивают разные ролевые позиции: испытуемого и экспериментатора, пробуют себя в необычном формате, развивают навыки творческого решения задач, учатся моделировать исследовательские ситуации.
Четвертый метод - это тестирование, в ходе изучения которого студенты оттачивают навыки понимания инструкции, способности донести ее до испытуемого, обработать в соответствии с ключом результаты и сделать определенные выводы относительно личностных особенностей. Студенты знакомятся с разными видам тестов, их возрастными адаптациями и модификациями. Для практического психолога очень важной сформировать разветвленную систему представлений о психологических тестах, их возможностях и границах применимости, уметь на основе их формировать целостное представление о личности, создавать интегральный психологический портрет.
Пятый метод - это проективные методики. Данный вид методов довольно непростой и требует высокой подготовки. В рамках практикума, студенты учатся правильно предоставлять проективные тесты, настраивая испытуемого на безопасный контакт. Что немаловажно студенты обучаются нейтральной позиции - учатся уходить от собственных проекций при интерпретации и обработке материала.
Шестой метод - это биографический, он ориентирован на изучение личности в контексте ее жизненного пути: выделение жизненных целей, ценностей, исследование временной перспективы, а также определение структуры автобиографического Я-нарратива. В ходе знакомства с данным методом студенты развивают навыки уважения к личностным историям, обработки и интерпретации автобиографической информации. Учатся формировать безопасную и доверительную обстановку, устанавливать контакт, способствовать к самораскрытию испытуемого, развивают навыки фиксации и обработки материала.
Седьмой метод - эксперимент, довольно важный для понимания психологических исследований. Студенты учатся формулировать гипотезу исследования, ставить задачу, моделировать для нее дизайн эксперимента, изучать особенности его организации (внешние и внутренние факторы), обучаются профессиональной этики при проведении экспериментов.