Общение со взрослым — это процесс, который обладает для ребенка исключительным значением на всех этапах детства. Особенную важность он представляет в первые 7 лет жизни, когда происходит формирование всех основ личности и деятельности растущего человека.
Ситуативно-личностная форма общения
Дети не рождаются с готовой потребностью в общении, они не видят в первые 2-3 недели взрослого и не воспринимает его. Несмотря на это, мать и отец постоянно разговаривают с ребенком, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд.
Благодаря любви близкого взрослого, выражаемой в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, для конца первого месяца жизни характерно то, что младенец начинает видеть взрослого человека, начиная своеобразное общение с ним.
Первоначально данное общение будет выглядеть как ответ на воздействия взрослого. Например, мать может смотреть на ребенка, улыбаться, разговаривать с ним. Он в ответ может тоже улыбаться, махать руками и ногами. Далее, при наступлении 3-4 месячного возраста при виде знакомого человека ребенок проявляет радость, начиная активно двигаться, издавать звуки, привлекая к себе внимание взрослого. Если же родители не обращают на ребенка никакого внимания или уходят по своим делам, то он может проявить реакцию в виде громкого и обиженного плача.
Потребность получать внимание взрослого человека является первой и основной потребностью в общении. Она способна оставаться у ребенка на всю жизнь. Позже к ней могут присоединяться другие потребности.
Есть родители, считающие данные воздействия ненужными и даже вредными. Они стремятся не баловать своих детей, приучая их к излишнему вниманию, сухо и формально исполняя родительские обязанности. При этом нет выражения никаких родительских чувств.
Подобное строго-формальное воспитание в младенчестве очень вредно. Дело в том, что в положительном эмоциональном контакте с взрослыми людьми происходит удовлетворение уже существующих потребностей ребенка во внимании и доброжелательности, а также формирование основ будущего развития личности, включая активное и деятельное отношение к окружающим, предметный интерес, видение и восприятие мира, уверенность в себе.
Зародыши перечисленных качеств способны появляться в самом простом и примитивном на первый взгляд общении матери и младенца. Если же в первый год жизни ребенок по определенным причинам не получил необходимого внимания и поддержки со стороны близких взрослых (например, в случае оторванности от матери или занятости родителей), то данный факт в любом случае даст о себе знать в перспективе.
Дети, не общающиеся с родителями должным образом, могут стать скованными, пассивными, неуверенными в себе. Для некоторых из них, напротив, характерна излишняя жестокость и агрессивность. Компенсация их неудовлетворенной потребности во внимании и доброжелательности взрослых людей в более позднем возрасте затруднена и практически невозможна.
Ситуативно-личностная форма общения представляет собой главную и единственную форму, которая характерна для периода от рождения до полугода жизни. В это время общение между младенцем и взрослым человеком может протекать вне какой-либо другой деятельности. Оно само способно составлять ведущую деятельность детей.
Ситуативно-деловая форма общения взрослых и детей
При наступлении второго полугодия жизни в случае нормального развития ребенка внимания взрослого уже может быть недостаточно. Малыш тянется уже не столько к самому взрослому человеку, сколько к предметам, которые с ним связаны. В этом возрасте происходит формирование новой формы общения ребенка и взрослых — ситуативно-деловой формы.
Наряду с этим развивается и потребность в деловом сотрудничестве, связанная с ней. Данная форма общения отличается от ситуативно-личностной тем, что необходимость и интерес к взрослому проявляется не через получение внимания и доброжелательного отношения. На первый план здесь выходит то, что у взрослых людей есть разные предметы, при этом они могут с ними что-то делать. «Деловые» качества взрослых и, следовательно, деловые мотивы общения выступают здесь на первое место.
На этой стадии также можно говорить об обогащении средств общения. Ребенок уже самостоятельно ходит, манипулирует предметами, принимает различные позы. Все это способствует добавлению к экспрессивно-мимическим средствам предметно-действенных средств общения. Ребенок начинает активно пользоваться жестами, позами, выразительными движениями.
Для этого этапа характерны несколько особенностей:
- Взрослый человек — центр предпочтений ребенка, по этой причине привлекательностью наделяются все предметы, к которым он прикасается (они нужны и предпочитаемы по той причине, что находятся в руках взрослого).
- Взрослые люди показывают детям, каким образом можно играть в игрушки. Сам по себе любой предмет (игрушка) никогда не подскажет, как им можно играть или каким образом его использовать. Только взрослые люди имеют знания и могут показать.
- Совместные игры с предметами — это деловое общение (сотрудничество) ребенка и взрослого человека. Потребность в нем представляет собой основу для ситуативно-делового общения.
Значение общения взрослых и детей
Значение общения для психического развития ребенка нельзя недооценивать, поскольку оно огромно. Его роль состоит в следующем:
- Овладение предметными действиями, навыками использовать бытовые предметы (ложку, расческу, горшок, игрушки, одежду и др.);
- Проявление активности и самостоятельности ребенка;
- Появление первых слов, развитие речи.
Ребенок, манипулируя предметами, впервые может почувствовать себя независимым от взрослых людей и свободным в своих действиях, становясь субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером в сфере общения.
Важнейшим результатом общения взрослого и ребенка является развитие речи, ведь чтобы попросить необходимую вещь, ребенок должен назвать ее (произнести слово). Эта задача ставится перед ребенком только взрослым человеком. Сам ребенок, не имея побуждения и поддержки взрослого, не способен начать говорить.
В рамках ситуативно-делового общения взрослый постоянно ставит перед ребенком речевую задачу, он показывает новый предмет, предлагая назвать его, т. е. произнести вслед за ним новое слово. Таким образом, происходит развитие главного специфически человеческого средства общения, мышления и саморегуляции — речи.