Становление ученого
Николай Александрович Рыбников ($1890г-1961$г) один из ведущих советских психологов, незаслуженно забытый в наше время. В психологию он пришел поздно - в 27 лет, путь его был нелегок. В школе он учился лишь в младших классах, а дальше занимался самообразованием. На двадцать пятом году жизни он успешно сдал экстерном экзамены классической гимназии и поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В то время психологического факультета не было, увлечение данной наукой не поощрялись.
В $1907$ году в Московский университет приходит работать Георгий Иванович Челпанов. Он открывает Психологическую семинарию или её еще называли лабораторией, где проводит лекционные и практические занятий посвященные экспериментальной психологии. Через два года начинают проводиться и научные исследования. Рыбников поступает на курс к Челпанову и работает у него в лаборатории, исполняя обязанности ассистента с $1908$ года. Он занимался исследованием памяти, за что, в $1909$ году получил премию за работу по теме «Узнавание».
В это время, под влиянием работ своего учителя, у Рыбникова формируется интерес именно к педагогической психологии. В стремлении проверить свои теоретические выводы на практике, Рыбников изучал способности деревенских школьников и методы преподавания им. Собирает различные сведенья о развитии детей, наблюдения учителей, дневники, записи родителей, рабочие тетради. Также изучает идеалы юношества, выбор профессии среди сельской молодежи. Продолжая обучаться в университете (закончит он его только в $1917$ году), он анализирует психологическую литературу, данные экспериментов, теоретические работы в значимых для него областях психологии.
Научная деятельность
Начиная с $1911$ года обзорные статьи, рецензии Рыбникова публикуются регулярно в журналах по психологии, например в «Вопросах психологии и философии». Наиболее успешные его рецензии на книги Григория Ивановича Россолимо и Федора Егоровича Рыбакова. Николай Александрович читает курс по психологии из восьми лекций в академическом кружке самообразования при обществе бывших воспитанников императорского Московского коммерческого училища. Лекции посвящены были:
- памяти,
- умственной работе,
- утомлению,
- ощущениям,
- методам экспериментальных исследований в психологии,
- отношению души к телу.
А в $1912$ году начинает читать курс лекций «Экспериментальная психология в применении к педагогике», публикует свои научные исследования. В $1913$ году в журнале «Для народного учителя» выходит статья под названием «Идеалы деревенских школьников». Где, на основании опроса деревенских ребят в возрасте 8-14 лет, рассказывалось о людях (близких, литературных героях, общественных деятелей…) наиболее значимых для деревенских школьников. Были сделаны выводы:
- По мере взросления дети более критично выбирают себе идеал, переходя от близких людей к общественным деятелям.
- Девочки чаще в качестве примера для подражания выбирали религиозные идеалы.
- Девочки больше привязаны к материальным благам.
Обобщив полученные данные, Рыбников пришёл к выводу, что в школе ребенок должен встречаться с великими душами, которые своим примером будут его воодушевлять.
В $1913$ году выходит еще одна работа «Детские рисунки, их психологическое и педагогическое значение». Ученый собирает рисунки учеников городских и деревенских школ. Обработав полученный матерьял, в течение двух лет, начиная с $1914$ года, публикует статьи:
- «Конкретные представления у детей»
- «Деревенский школьник и земство»
- «Социальные понятия деревенского школьника»
- «Опыт экспериментального узнавания и репродукции»
- «О логической и механической памяти».
- программа для наблюдения душевного развития ребенка - «Как изучать ребенка»
С $1918$ года занимается Рыбников изучением биографического метода, его применение в психологии. Отдельным направлением в его работе было изучение трудностей при выборе профессии, результатом этих исследований стала книга «Психология и выбор профессии», цикл лекций в Педагогическом музее Учительского дома по профориентации.
Двадцатые - начало тридцатых годов были очень плодотворны для Рыбникова, выходят книги, статьи из под его пера:
- «Биографии и их изучение» -1920 год
- сборник статей «Современный ребенок» -1923 год
- «Выбор профессии и школа» - 1926год
- «Язык ребенка» - 1926 год
- «Интересы современного школьника» - 1926 год
- «Детские рисунки и их изучение» - 1926 год
- «Крестьянский ребенок» - 1930 год
- «Автобиофафии рабочих и их изучение» -1930 год
- «Память, ее психология и педагогика» - 1930 год
В своих работах уделял большое внимание роли игрушки, проблеме игры в развитии ребенка.
С конца $1930$ года по $1938$ год Рыбников работает в Центральной психофизиологической лаборатории НК связи, затем вновь возвращается в институт Психологии, но уже директором, продолжая научно-исследовательскую работу, имеющую оборонное значение, за что награжден медалью «За оборону Москвы». После окончания войны, Рыбников вновь изучает «детские» проблемы, в частности использование художественной литературы в воспитании, проводит сравнительный анализ детей-героев, изучает проблемы, связанные с индивидуальным подходом в школе. Анализирует психологические и педагогические причины неуспеваемости в статье «Динамика успеваемости учащихся по орфографии».
Умер ученый в $1961$ году. Известный ученый Борис Михайлович Теплов называл Николая Александровича «великим собирателем». О его деятельности по систематизации материалов - «научным подвигом».