Выборки для психологического исследования
Выборка в психологии – это ограниченная по численности группа испытуемых, которая специально отбирается из генеральной совокупности с целью изучения её свойств.
Все психологические исследования относятся к выборочным, выводы которых распространяются на генеральные совокупности.
Изучение свойств генеральной совокупности на выборке получило название выборочного исследования. К генеральной совокупности относятся многочисленные объекты, в отношении которых рассматривается исследовательская гипотеза.
Генеральными совокупностями в одном исследовании, например, могут быть все мужчины и все женщины, в другом случае – подростки или младшие школьники.
Генеральная совокупность по линейности не бесконечна, но, как правило, для сплошного исследования большого числа потенциальных испытуемых недоступна.
Сформулировав гипотезу и определив соответствующие генеральные совокупности, исследователь стоит перед проблемой организации выборки.
Выборку надо сделать таким образом, чтобы выводы выборочного исследования были обоснованы. Критериями обоснованности выводов являются репрезентативность и статистическая достоверность результатов.
Под репрезентативностью понимается способность выборки представлять изучаемые явления с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности, достаточно полно.
Генеральная совокупность дает полное представление об изучаемом явлении, поэтому репрезентативность ограничена, как и выборка в той же мере.
Репрезентативность выборки – это основной критерий границ выводов, однако, существуют приемы, которые позволяют исследователю получить достаточную репрезентативность выборки.
К первому приёму относится простой случайный отбор, получивший название рандомизированного, он предполагает обеспечить для всех членов генеральной совокупности равные возможности попасть в выборку.
Таким образом, случайный отбор дает возможность попадания в выборку разных представителей генеральной совокупности
При отборе исключается появление какой-либо закономерности, поэтому в конечном итоге в выборке изучаемое свойство будет представлено в максимально возможном его многообразии.
Например, при изучении агрессивности подростков можно остановить выбор на нескольких классах учебных заведений, затем отобрать из каждого класса по 10 школьников случайным образом.
Принцип случайности отбора в этой ситуации будет нарушен, если исследователь попросит кого-либо из испытуемых позвать своих друзей на данное обследование.
Стратифицированный случайный отбор, является вторым приемом, он предполагает предварительное определение качеств, влияющих на изменчивость изучаемого свойства, например, образование.
По различающимся качествам определяется процентное соотношение численности в генеральной совокупности и обеспечивается идентичное процентное соотношение. Затем испытуемые в каждую подгруппу выборки подбираются по принципу простого случайного отбора.
Если предположить, например, что по агрессивности и его восприимчивости мальчики и девочки различаются, то исследователь должен обеспечить в выборке соотношение мальчиков и девочек, идентичное генеральной совокупности.
Требования, предъявляемые к выборке
Требования, которые предъявляются к выборке, определены целями и задачами исследования.
При планировании эксперимента включается учет объема и особенностей выборки.
Важным требованием в психологических исследованиях является однородность выборки, это означает, что, например, при изучении детей подросткового возраста, взрослые люди в эту же выборку включаться не могут.
Если исследование выполняется методом возрастных срезов, тогда оно принципиально предполагает наличие испытуемых разного возраста, но, даже и в этом случае однородность выборки должна соблюдаться, только по другим критериям – пол, возраст.
Для формирования однородной выборки основанием может быть уровень интеллекта, национальность, отсутствие каких-либо заболеваний и др.
Существует такое понятие как повторная и безповторная выборка или выборка с возвратом и без возврата. Например, выборка с шаром, в случае с возвратом каждый выбранный шар возвращается обратно в ёмкость, что значит, шар может быть снова выбран. Выбранный шар при бесповторном выборе участвовать в выборке больше не может, потому что откладывается в сторону.
В психологических исследованиях есть подобные аналоги организации выборочного исследования – психологу часто приходится тестировать одних и тех же испытуемых несколько раз при помощи одной и той же методики. Надо сказать, что в этом случае повторяется процедура тестирования.
Повторные исследования при полной тождественности состава всегда будут иметь некоторые отличия, которые обуславливаются функциональной и возрастной изменчивостью.
По характеру проведения процедуры такая выборка является повторной, но, смысл термина будет уже несколько иной, чем в случае с шарами.
Все выборочные требования сводятся к тому, что психологи на её основе должны получить полную и неискаженную информацию об особенностях генеральной совокупности, из которой была взята выборка.
Если говорить другими словами, то выборка должна полно отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.
Независимые и зависимые выборки
Важным параметром при сравнении нескольких выборок является их зависимость, поэтому они могут быть зависимыми и независимыми.
Рисунок 1. Независимые и зависимые выборки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основная характеристика зависимых выборок заключается в том, что каждому испытуемому одной выборки в соответствие по определенному критерию поставлен испытуемый из другой выборки.
Например, зависимые выборки – мужчины – одна выборка, женщины – вторая выборка. Дети 5-7 лет – одна выборка, их братья и сестры – вторая выборка. Правда, это примеры менее зависимых выборок, а в общем случае зависимые выборки предполагают попарный подбор испытуемых в сравниваемые выборки.
Независимые выборки предполагают независимый отбор испытуемых, поэтому их объем может отличаться.
Характерной особенностью независимых выборок является то, что вероятность отбора любого испытуемого из одной выборки не зависит от отбора любого испытуемого другой выборки.
Каждое наблюдение в случае независимых выборок соответствует отдельному объекту, т.е. измеряются разные объекты.
Принадлежность объектов выборкам можно определить по значениям дополнительной переменной. Например, в наборе данных содержится информация о покупателях магазина.
В проводимом исследовании фиксировалось время, проведенное до покупки, потраченная сумма, пол покупателя.
В первой выборке изучалось время, проведенное в магазине женщинами и время, проведенное мужчинами – это вторая выборка.
Данное наблюдение показало, что представители каждой выборки находятся в одном столбце «время». Это отличительная особенность независимых выборок и когда наблюдения из двух выборок находятся в одном столбце, то выборки считаются независимыми.