Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие репрезентативности психодиагностических методик

Все предметы / Психология / Понятие репрезентативности психодиагностических методик

Что такое репрезентативность?

Определение 1

Репрезентативность – это свойство выборки представлять общие параметры генеральной совокупности. Как правило, репрезентативность дает характеристику способности выборки испытуемых быть наиболее представительной, т.е. в большей мере адекватно отражать все параметры того контингента испытуемых, который обследуется в ходе психодиагностических исследований.

Стоит отметить, что прежде чем говорить о репрезентативности, очень важно познакомиться с такими понятиями как:

  • генеральная совокупность, под которой в психологии понимается относительно большая группа индивидов, которую планируется исследовать с помощью той или иной медики диагностики;
  • выборка, под которой понимают некоторую часть или подмножество генеральной совокупности;
  • выборка стандартизации, под которой понимают некоторую группу индивидов, реально подвергающуюся исследованию, с помощью которой в дальнейшем будет оценивать вся генеральная совокупность. При этом такая совокупность может быть репрезентативной (т.е. представительной), но только в случае, если свойства исследуемой группы в большей части совпадают или в значительной степени близки к свойствам генеральной совокупности.

Репрезентативность психодиагностических методик

На сегодняшний день репрезентативность характеризует то, насколько с некоторой наперед выбранной или вычисленной статистически погрешностью распределение исследуемых параметров, которое представленно в некоторой выборке, в реальности соответствует их действительному распределению.

Для обеспечения репрезентативности выборки в рамках любого исследования в обязательном порядке должны выполняться следующие условия:

  • все единицы генеральной совокупности должны характеризоваться равной вероятностью включения в ту или иную выборку;
  • выборка переменных должна быть осуществлена независимо от исследуемого признака;
  • отбор в обязательном порядке осуществляется производится из однородных совокупностей;
  • количество единиц в выборке достаточно большое;
  • по возможности выборка и генеральная совокупность должны быть однородны.

На современном этапе развития одной из важнейших характеристик наиболее эффективных психодиагностических методик можно назвать существование некоторых нормативных данных. Под нормами в данном случае понимают некоторое множество характеристик, из конкретных выборок, а разработка и процедура получения таких показателей представляют собой стандартизацию теста.

Готовые работы на аналогичную тему

Рассмотрим основные виды норм в рамках психодиагностических исследований.

Под тестовыми нормами подразумевают некоторые количественные и качественные параметры оценки результатов теста, которые дают возможность установить уровень достижений или степень выраженности тех или иных психологических характеристик, которые выступают в качестве объекта исследования.

Статическая норма представляет собой некоторый усредненный показатель значений исследуемого свойства. Нормой в данном случае считается близость значения свойства к уровню, характеризующему среднестатического индивида.

Еще одной нормой является та называемый социокультурный норматив, под которым понимают уровень свойства, не принимаемый в обществе в качестве необходимого. В форме качественных норм могут существовать какие-либо стандартизированные наборы квалификационных требований к исследуемого, например, схожие с шкалами умственного развития, либо специально разработанные для такого теста совокупности диагностических признаков. Качественные критерии дают возможность относить того или иного индивида определенной диагностической группе.

В настоящее время нормы дают возможность человеку, использующему тест, наиболее адекватно интерпретировать полученные показатели, а также сравнивать их между собой и анализировать. В большей степени исследование тестовых норм в психодиагностике базируется на переводе полученных тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную». Именно эта процедура и получила название стандартизация тестового балла.

Замечание 1

Стоит отметить, что наиболее трудоемким в определении норм можно назвать отбор и комплектование выборки нормирования.

Как было отмечена ранее, под выборкой подразумевается случайным образом формируемое из генеральной совокупности множество исследуемых объектов. При этом выборка исследуемых, на которой устанавливаются общие статистические нормы, получила название выборки стандартизации. Ее численность, как правило, должна быть большее 200 объектов, т.к. большое число исследуемых необходимо для обеспечения репрезентативности.

Различие характеристик выборки и генеральной совокупности получило название ошибки репрезентативности.

То, насколько выборка стандартизации дает возможность использовать тест на широкой популяции, получило название репрезентативность тестовых норм (под популяцией, как правило, подразумевают категорию испытуемых определенной социальной, профессиональной или половозрастной принадлежности). Психодиагностическая процедура предварительного, ориентировочного отбора испытуемых по критерию принадлежности к той или иной диагностируемой группе называется отсеиванием. Для отсеивания могут выбираться различные критерии, например, уровень умственного развития, наличие или отсутствие психического заболевания, принадлежность к определенной половозрастной или социальной группе и т.п.

Стоит отметить, что случае если тест проходил стандартизацию на одной категории (например, учащиеся ВУЗов), то перед его использованием на другой (школьниках) необходимо в обязательном порядке провести рестандартизацию, то есть снова собрать тестовые нормы на представительной выборке, которая сформирована непосредственно из школьников. В противном случае диагностические выводы будут производиться по неадекватным тестовым нормам и будут неточны или неверны.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анжелика Ивановна Иванова

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис