Важные ступени в развитии человека приходятся на детский возраст. С раннего детства ребенок нуждается в общении. Дети, имеющие отклонения в развитии, развиваются в общении, их главной задачей является формирование и развитие средств общения и навыков коммуникации.
В подростковом возрасте происходит ряд перемен в развитии, в психике, появляются новые потребности, требования. То, что привлекало вчера – сегодня неинтересно. Теряя интересы ребенок утрачивает связь с социальной средой, окружающими и ощущают себя одинокими.
Организм ребенка требует повышенной затраты ресурсов, что в сочетании со сменой интересов приводит к снижению успеваемости в школе. Именно в подростковом возрасте появляется интерес к своей личности, он занят собой, своей внешностью и мнением окружающих о нем.
Развитие невербальной коммуникации у детей
Коммуникация является одной из базовых потребностей человека. Она позволяет ему обмениваться информацией с другими людьми, принимать решения и чувствовать себя принятым в обществе. Основной задачей родителей и учителей является развитие у детей, учащихся навыков невербального общения.
В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения ребенка. Систематическая работа по развитию невербалики совершенствует психомоторные функции, учит детей самоконтролю, способствует успешному развитию невербального общения со сверстниками.
Ребенка дошкольника все чаще начинают интересовать другие дети, потребность в общении со сверстниками становится одной из главных. Их общение имеет существенные особенности, отличающие их от общения со взрослыми.
Особое внимание необходимо уделить невербальному общению детей дошкольного возраста. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления межличностных контактов, позволяет понять истинные чувства собеседника. Детей дошкольного возраста необходимо научить невербальным средствам общения, в этот процесс входит:
- Развитие мышц лица и тела;
- Знакомство с основными эмоциональными состояниями и их выражением через жесты, мимику, позы;
- Выражение эмоций в игровой деятельности;
- Использование невербальных средств в самостоятельной коммуникативной деятельности.
Работа по развитию невербальных средств совершенствует психомоторные функции детей, учит контролировать телесные проявления, понимать язык эмоций, тела.
Эмоциональные проявления детей приобретут яркий и выразительный характер, дети научатся выражать эмоции, быть внимательными друг к другу.
Жестовый язык детей и подростков
Применение невербальных средств коммуникации, а именно жестов, среди детей и подростков является средством маркировки, т.е. символом принадлежности личности к определенной группе. Рассмотрим некоторые жесты:
- Приветствие – объятие и поцелуй среди девочек; среди мальчиков – рукопожатие с игровыми элементами (с элементами армрестлинга).
- Просьба – пальцы вытянуты, ладони соединены, кисти прижаты к груди – сопровождается словом «please» и покачиванием соединенных ладоней, что означает просьбу о помощи, например, во время контрольной работы на уроке.
- Восторг, радость – резкое движение согнутой в локте руки, поднятой вверх, при сжатии кисти в кулак, при движении руки вниз кисть оказывается на уровне груди, сопровождается словом «yes!».
- «Чур меня!» - скрещенные указательный и средний пальцы, что обозначает «не трогай меня, я тут ни при чем».
Жестовый язык детей и подростков – развивающееся явление, подверженное влиянию социальной среды.
Неформальные объединения подростков
Образуя подростковые объединения дети используют своеобразный сленг или арго – это слова, употребляемые определенными группами. Подростковая речь может содержать либо множество сленговых слов, либо только 5-7 слов. Для детей важно, что эти слова присутствуют в группе, в их общении, являются их достижением, преступлением норм обыденности, средством раскрепощения в общении.
Помимо вербальных средств выделяются невербальные средства – жесты, мимика и позы – агрессивные, сужающие дистанцию. Невербальное общение подростков является своеобразным протестом взрослым. Дети часто дразнят друг друга, показывают язык, кулак, «фигу», жест «фак», крутят пальцем у виска.
Распространенным жестом во многих странах является жест дразнения, привлечения внимания и провокации – показывание языка.
Жестом угрозы и ярости служит показывание кулака. Подростки эмоционально демонстрируют агрессию, что сопровождается злостью.
Грубым и агрессивным жестом считается «фига» - презрительная издевка, отказ, насмешка над кем-либо.
Оскорбительным знаком считается жест «фак», интерпретируется как нецензурное ругательство.
Кручение пальцем у виска означает, что у человека не хватает ума, это показывает пренебрежение к умственным способностям какого-либо другого человека.
В невербальной коммуникации большую роль оказывает социальная среда, в которой находится подросток, а также его позиция по отношению к ненормативным жестам.
Диагностика невербального общения подростков
Одной из обсуждаемых проблем является проблема подбора и разработки методик, позволяющих определить уровень развития умственных способностей ребенка. В области диагностики нарушений развития (первичные дефекты интеллекта, вторичное недоразвитие) это проблема стоит наиболее остро. Многие исследователи сходятся во мнении, что одним из средств решения проблемы являются невербальные тесты.
Необходимость в них велика в случаях затруднения речевого общения, низкого уровня речевого развития, а также в случаях выявления уровня развития интеллекта.
Невербальные тесты («тесты действия») не требуют от испытуемого речевого ответа, что и отражает интеллектуальное развитие ребенка. Значимость невербальных показателей повышается при сопоставлении с вербальными показателями.