Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Возрастные различия в невербальной коммуникации

Все предметы / Психология / Возрастные различия в невербальной коммуникации
Определение 1

Невербальная коммуникация — это применение несловесных компонентов, которые составляют человеческое коммуникативное поведение. Ее инструменты очень разнообразны, наделены существенной информативной емкостью. Невербальная информация нуждается в интерпретации, а не только в осознании.

Сущность и особенности невербальной коммуникации

Основные составляющие невербальной коммуникации представлены мимикой, прикосновением, жестами, дистанцией общения, визуальным взаимодействием, интонацией и др.

Мимика представляет собой движение мышц лица, которое способно выразить внутреннее душевное состояние. Жесты являются движением руками или другими телодвижениями, чем-то, что обозначает или сопровождает речь. Жесты и мимика способны заменить целую фразу.

Многие невербальные средства коммуникации имеют свою историю, поскольку обладают связью с национальными особенностями. Любому человеку, без сомнения, знаком жест, когда палец поднимается вверх или опущен вниз (знак одобрения/неодобрения). Раньше эти знаки использовались для того, чтобы подвести результат поединка гладиаторов. Император с помощью данного жеста показывал, оставить ли жизнь гладиатору или нет.

Когда люди здороваются, они пожимают друг другу руки. Данный жест популярен во многих государствах и понятен всем. Тем не менее, китайцы в древние времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. Сегодня этим жестом оратор может поприветствовать слушателей.

С языком жестов люди встречаются в спортивной сфере, морском деле и даже строительстве. Статистика подтверждает, что благодаря словам передается всего лишь 7 % информации, с помощью звуковых средств (например, тона голоса, интонации и т.п.) – 38 %, а невербальные средства помогают передать 55 %.

Пространство и дистанция в ходе коммуникации с другим человеком представляют собой жизненное пространство. Оно наполнено значениями, меняющимися в соответствии с индивидуальными, межличностными и социокультурными характеристиками.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме перечисленного, невербальная коммуникация включает различные движения. Невербальное взаимодействие индивидов осуществляется с помощью разных каналов:

  • Зрение,
  • Слух,
  • Кожно-тактильное чувство,
  • Вкус,
  • Обоняние.

Возрастные особенности невербальной коммуникации

Невербальная передача информации начинает появляться в человеческой жизни раньше, чем вербальная. Сразу после рождения младенец учится воспринимать эмоциональное состояние близких людей, проявляя реакцию на нюансы ее настроения, которые недоступны для восприятия взрослых. Ребенок овладевает данным мастерством до того, как научится говорить, мыслить и понимать речь.

Для детей раннего возраста эмоциональное состояние близких взрослых обладает большим значением. Они многое постигают, прислушиваются к голосам родителей, присматриваются к выражению их лиц, движениям и жестам. Дети вырабатывает в себе постоянную готовность к поиску значимых сигналов в своем окружении. Данная готовность в процессе коммуникации проявляется даже в том случае, когда основное содержание общения обладает интеллектуальным характером.

Невербальная коммуникация младенцев отличается от взрослых людей тем, что в первые месяцы жизни закладываются основы протознакового поведения благодаря эмоциональным проявлениям. На этом фундаменте ребенок проявляет такие знаки невербальной коммуникации как улыбка и лепет. С помощью них он социализируется.

Ребенок способен отличать интонацию одобрения от интонации упрека (наказания). Первый этап освоения протоязыка начинается с 7-ми месяцев и завершается к окончанию второго года жизни. Часто психологи называют его стадией «от жеста и звука — к слову». Приобретение жестикуляции ребенка происходит в ходе подражательного обучения (жест на жест). Долгое время, когда малыш уже, казалось бы, хорошо владеет языком, невербальные средства и фонация остаются базовыми средствами общения.

После начала взаимодействия с другими людьми в новых видах деятельности, дети опираются на более или менее обобщенный опыт познания поведения, который накоплен в иных, чем данная деятельность, условиях. Коммуникация дошкольника, начавшего посещать детский сад, основана на тех представлениях о людях, которые были сформированы у него в семье и яслях.

В завершение младшего школьного возраста отчетливо увеличиваются выделяемые в поведении сверстников особенности. Дети все чаще замечают стороны личности, которые раньше ускользали от их внимания.

У старших школьников, если сравнить их с учащимися начальной школы, можно наблюдать падение интереса к некоторым фактам поведения. Например, к 5-му классу существенно растет емкость представлений о разных аспектах поведения.

В подростковом возрасте можно наблюдать тенденцию к росту уровня развития способности к невербальной коммуникации. Она обладает систематическим характером, то есть, чем старше человек, тем более высок его уровень интерпретации невербального поведения.

Для подростков характерна более низкая адекватность интерпретации поз, чем мимики и жестов. Это связано с отличием этих невербальных средств по диагностическим и коммуникативным возможностям. Жесты могут нести сведения об интенсивности переживаемых состояний, указывая на психомоторную активность. Мимика же предназначена для сообщения более дифференцированной информации о партнере по общению.

Усвоение значения многих мимических масок происходит спонтанно на ранних этапах развития. Так, позы являются более сложным и целостным образованием невербального поведения. Для них присуща большая размытость диапазона значений, если сравнивать их с мимикой и жестикуляцией. Ребенок начинает раньше использовать мимику и жесты, поэтому данные элементы он более адекватно воспринимает даже в самом раннем возрасте.

В подростковый период степень развития способностей к психологической интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов. Так, для юношей в 20 лет присуще умение более успешно регулировать отношения между общающимися людьми благодаря невербальным средствам.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис