Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Самопрезентация личности в интернете

Все предметы / Психология / Самопрезентация личности в интернете
Определение 1

Самопрезентация личности в интернете — это процесс опосредованной презентации личности (субъект-объект, субъектное взаимодействие), основная особенность которого представлена возможностью активного экспериментирования c идентичностью и практически полным управлением формирования впечатления о себе.

Особенности самопрезентации личности в рамках интернет-коммуникаций

Начало 21 века ознаменовало бурный расцвет интернет-коммуникаций. В это время появляются исследования, позволяющие провести анализ новой грани феномена самопрезентации личности, которая представлена самопрезентацией пользователя информационной сети Интернет.

В англоязычных исследованиях уже признается возникновение нового вида коммуникации, обозначаемого термином «computer-mediated communication». В лексике российских ученых, как правило, можно услышать русскоязычный термин «компьютерная коммуникация», которая является типом межличностного опосредованного общения с помощью компьютерных средств.

Иностранные психологи изучают аспекты самопрезентации личности в режиме online-коммуникаций. Они определили различия в самопрезентации, характерные для разных видов интернет-коммуникаций.

Коммуникации включают:

  • Общение «лицом к лицу» (например, при взаимодействии в скайпе, ватсапе по видеосвязи);
  • Коммуникации без «встречи лиц в общении» (опосредованы Интернет-сетями через переписку).

Зарубежные психологи провели анализ использования стратегий самопрезентации в online общении. Ими были выявлены аспекты самопрезентации с помощью изучения персональных web-сайтов, особенности представлений о собственном Я на личных страницах социальных сетей.

Предметом пристального внимания отечественных исследователей в этой сфере стали следующие темы:

  • Особенности форм общения в интернет-пространстве;
  • Варианты самопрезентации личности и Я-образ в интернет-общении;
  • Разнообразие средств самопрезентации личности в коммуникации в Интернет;
  • Воздействие интернет-коммуникации на процесс, способы самопрезентации личности в чатах.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика самопрезентации личности в сети

Информационное пространство обладает виртуальным выражением и представляет собой вербальную структуру, в которой в качестве опосредованной самопрезентации личности на первый план выходят самоописания, самохарактеристики личных страниц. Если обобщить специфические условия, присущие для социального взаимодействия и восприятия в ситуациях опосредованного общения, то выделяют несколько характеристик коммуникаций в сети. Они включают анонимность участников, инициативу и добровольность контакта, устоявшиеся нормы коммуникативного поведения (например, специальный сленг, система знаков и символов).

Для интернет-коммуникаций и самопрезентации в них характерно своеобразное протекание процессов межличностного восприятия. Для них отсутствует невербальная информация, исключая общение в режиме видеосвязи. В сети Интернет затруднена передача и восприятие аффективного компонента коммуникации, отсутствуют паралингвистические компоненты.

Интернет нивелирует реальный социальный статус пользователя, у которого появляется возможность для смены идентичности и выбора желаемого статуса. Для многих людей снимаются жесткие культурные, возрастные и другие социальные барьеры общения.

В пространстве текстовых онлайн-коммуникаций потеряли свою роль невербальные средства общения. Участники коммуникаций могут выразить собственные чувства с помощью «смайлов». Физическое отсутствие пользователя в коммуникативном акте способствует тому, что чувства не только выражаются, но также скрываются или симулируются.

Таким образом, в сети при наличии физической непредставленности партнеров по общению потерял свое значение целый ряд барьеров, которые связаны с характеристиками внешнего вида человека (например, пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность).

Особенности самопрезентации

Психологи обращают внимание на наличие возможности для пользователей интернет не соотноситься с определенной группой (например, возрастной, половой, этнической, социальной, профессиональной). Это способствцет потере границ и форм социальной коммуникации. Пространство Интернет в силу нарастающей глобализации современности стало поликультурным, поскольку в общении принимают участие представители разных социальных и этнических культур.

Совокупность особенностей общения в сети создает условия и возможности для разнообразия самопрезентационного поведения. Оно обусловило «многоликость» пользователей. В пределах реального социального взаимодействия люди более ограничены в возможностях управления информацией о самих себе. В сети же, по словам самих пользователей, все будет зависеть от умения быть разным и от желания быть таким.

Большинство исследователей отмечают, что Интернет как абсолютно другая социальная реальность начинает предоставлять уникальную возможность. поменять идентичность благодаря самопрезентационному поведению пользователя. Самопрезентацию личности здесь понимается в качестве поведенческого выражения эмоциональных и когнитивных элементов «Я» концепции, а идентичность в качестве синонима «Я» концепции или ее центрального конструкта.

Причины смены идентичности включают компенсацию (пользователь не удовлетворен определенными аспектами реальности), самоактуализацию (пользователь не может при реальной коммуникации выражать все аспекты своего многогранного «Я»), получение нового опыта, создание выбранного образа «Я».

Некоторые люди не меняют идентичность и стратегию самопрезентации в соответствии с ситуацией общения. По сути, коммуникации в сети дают пользователям исключительные возможности формировать сетевую идентичность по их выбору.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис