Психолого-педагогические аспекты развития одаренных детей
Нарушение адаптации – это патологическое состояние, возникающее при невозможности приспособиться к каким-либо изменениям внешних условий, и проявляющееся эмоциональным расстройствами, снижением работоспособности, ухудшением психического и физического состояния.
Младший школьный возраст является возрастом накопления и впитывания знаний. Ребенок доверчиво подчиняется авторитету учителя, у него ещё наивно-игровое отношение ко всему, с чем он сталкивается, повышенная восприимчивость и впечатлительность.
В результате начала школьного обучения в развитии ребенка происходит серия изменений, которые во многом связаны с ведущей учебной деятельностью. В этот период для младшего школьника значение окружающих его взрослых значительно усиливается, и он безгранично доверяет старшим. Учитель для младшего школьника не просто носитель знаний, определенных норм и правил, он для него кумир, которому ребенок безоговорочно подчиняется и старается во всем подражать.
В последующие годы какие-то особенности младших школьников сходят на «нет», а другие изменяют свое значение. Возрастные черты отдельных детей имеют разную степень выраженности.
Отличительными особенностями младших школьников является относительная слабость, истощенность нервной системы. Возрастная слабость, как показали исследования, с одной стороны – недостаток, а с другой стороны – достоинство, потому что обусловливает живость восприятия. Нервная система с возрастом крепнет у разных людей в разной степени и происходит снижение детской непосредственной восприимчивости. Всё это сказывается на познавательных возможностях ребенка и дальнейшем ходе общего развития.
Со временем особенности ребенка перерастают в учебные, художественные, физические способности, что является признаком одаренности. Одаренность является системным качеством психики, определяющим возможности достижения человеком высоких результатов.
Одаренность каждого конкретного ребенка – это, в значительной мере, характеристика условная. Способности ребенка, даже самые замечательные, ещё не говорят о достижениях в будущем. Поэтому в работе с одаренными детьми лучше использовать понятие «ребенок с признаками одаренности».
Признаками одаренности являются особенности, проявляющиеся в реальной деятельности, которые могут быть оценены на уровне наблюдения за характером действий ребенка.
Признаки одаренности имеют два аспекта поведения ребенка:
- инструментальный,
- мотивационный.
Признаками инструментального аспекта является наличие специфических стратегий деятельности, качественный индивидуальный стиль деятельности, особый тип обучаемости.
Для мотивационного аспекта характерна избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности, хорошо выраженный интерес к тем или иным занятиям, повышенная познавательная потребность, высокая критичность к результатам своего труда.
Среди одаренных детей особую категорию составляют талантливые дети, для которых характерны такие результаты деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, имеющего определенные психические возможности, чтобы иметь высокие достижения в какой-либо деятельности, но реализовать свои возможности в данный момент ещё не может.
Особенности адаптации одаренных детей
Образовательная система России не соответствует особенностям одаренных детей. Структура современного российского образования рассчитана на детей с умственными способностями, соответствующими их возрасту.
Часто, одаренные дети имеют знания, выходящие за рамки установленной школьной программы, и задают такие вопросы, на которые учитель не всегда может дать ответ. Знания по предмету выделяют такого ребенка среди его сверстников.
Ребенок приспосабливается к школе не сразу. Этот длительный процесс связан с напряжением всех систем организма.
Возраст младшего школьника насыщен позитивными изменениями и, как считает Ж. Бруно, положительное и отрицательное возникает в личности одаренного ребенка под влиянием окружающих его людей.
Талантливый и одаренный ребенок может обладать такими качествами, как неумение выслушивать до конца своего собеседника или прерывание его. Очень важно для одаренного ребенка иметь позитивное самовосприятие, адекватно оценивать свои способности – не умалять и не игнорировать их, не акцентировать на них чрезмерное внимание. Ребенок должен чувствовать, что он ценен, что его любят и видят в нем растущую личность.
Иногда одаренный ребенок сталкивается с тем, что его не принимают в социуме, во избежание трудностей родители стараются не замечать таланта своего ребенка, а сверстники просто не приемлют его, слишком много знающего. Восприятие себя не таким как все приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности – это не просто приспособление, это фальсификация собственного «Я».
Одаренный ребенок имеет повышенную уязвимость и чувствительность, бурную эмоциональную реакцию у него может вызвать даже нейтральное замечание. Это говорит о том, что у такого ребенка важно выработать терпеливое отношение к мнению другого человека.
Потенциал одаренных детей должен использоваться в полной мере, в противном случае возникают эмоциональные проблемы – игнорирование обучения, потеря интереса к обучению, исчезновение мотивации, эмоциональное неблагополучие, заниженная самооценка.
Такие личностные качества, как мотивация, самодисциплина, любознательность, по мнению Д.Б. Эльконина, для одаренного ребенка являются ключевыми.
Сегодня существуют специальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности ребенка к музыке, изобразительному искусству, к спорту. Однако это не решает всей проблемы, остаются нерешенными вопросы, связанные с распознаванием способностей ребенка в обычной и специальной школе, в оказании помощи в реализации способностей ребенка, в наличие путей и средств развития одаренности.
Необходима новая система, позволяющая одаренному ребенку адаптироваться в системе образования, свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования.
Проблемы школьной адаптации
Школьная адаптация может иметь множество вариантов нарушений. Для одних детей – это может быть гипердинамический синдром. Их характеризуют как невнимательных, непоседливых, недисциплинированных. У других фиксируется реакция активного протеста, повышенная аффективная возбудимость, проявляется агрессивность, драчливость, речевой негативизм.
Могут быть ситуации, когда конфликт приводит к тому, что у ребенка возникает «эмоционально-сенсорный стопор», т.е. он не понимает речь, обращенную к нему, более того, ребенок может перестать говорить вообще.
Трудная адаптация может привести ребенка к возникновению или возобновлению вредных привычек, например, грызению ногтей, выщипыванию бровей и пр. Не оказанная вовремя квалифицированная помощь закрепляет подобное поведение на длительный период времени.
Нарушение школьной адаптации можно предупредить, если родители позаботятся о физической, психологической, эмоциональной и социальной подготовке своего ребенка, начать которую надо как можно раньше.
В общении со специалистами можно не только определить, но и устранить некоторые факторы риска неуспешности в школе.
Внимательное наблюдение за адаптацией ребенка, оценивание его настроения и поведения, оценивание возможностей ребенка со стороны родителей, помогут быстрее выявить нарушение адаптации и найти возможности для её преодоления.
Чуткость и внимательность со стороны мамы, спокойствие и уверенность со стороны папы значительно повлияют на процесс адаптации, снимут кризисные явления.
Адаптация нарушается и в том случае, если у ребенка есть проблемы со слухом, плохим зрением. Внимательно относиться надо и к леворукому ребенку. Они ещё не определились, какая нога, рука, ухо, глаз являются ведущими, поэтому при выполнении заданий, связанных с ориентировкой в пространстве и времени, часто ошибаются.
По результатам диагностики у одаренного ребенка часто отмечается высокая степень дезадаптации. К проблемам дезадаптации относятся неприязнь к школе из-за скучной и неинтересной школьной программы, игровые стрессы – одаренные дети любят сложные игры, им не интересны те игры, которыми увлекаются их сверстники.
Они отвергают стандартные требования, задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь и др.
В общении с детьми одаренный ребенок предпочитает старший возраст, а это значит, что стать лидером будет трудно. Ощущение неудовлетворенности у такого ребенка связано с внутренней потребностью совершенства.
Педагоги и родители могут развить самый важный дар у ребенка – здоровое самоощущение человека, которого мир встречает с радостью, и ему есть, что в этот мир привнести.