Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Различные подходы к исследованию мышления

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой мышления: Ж. Пиаже, А. Бине, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Дж. Гилфорд, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков и др.

Понятие интеллекта и мышления

Термин «интеллект» переводится с латинского как «разумение».

По Ж. Пиаже, интеллект является такой субстанцией, которая может обеспечить адаптацию индивида к внешнему миру.

Интеллект также понимается как стиль решения проблем, определенный алгоритм мыслительных операций. Также интеллект рассматривает в качестве общей характеристики когнитивной сферы человека.

В современной психологии интеллект обычно связывают с мышлением как психическим процессом, так как именно мышление отвечает за переработку информации.

Таким образом, под интеллектом мы будем понимать совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.

Определение

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Исследование мышления

Мышление издревле было предметом дискуссий. Рассмотрим основные теории, которые пытаются объяснить наличие мышления у человека.

  1. Теории, которые утверждают, что интеллектуальные способности человека врожденные. Одной из таких теорий является теория, которая разрабатывалась на положениях гештальтпсихологии. Так, с точки зрения данного направления, интеллект определяется как определенная совокупность конкретных внутренних мозговых структур, которые обеспечивают процесс управления информацией для получения нового знания. Также в рамках данного направления считается, что такие структуры являются врожденными. Данные структура не развиваются в процессе жизни, они лишь «открываются», так как уже есть в наличии у человека при рождении.
  2. Теории, которые утверждают, что интеллектуальные способности человека не являются врожденными. С точки зрения данного направления, умственные способности развиваются в течение жизни и достаточно сильно подвержены влиянию окружающей среды.

Теоретические исследования мышления

  1. Теоретические исследования мышления начали свой путь с 17 века. Для этого периода исследований главной особенностью являлось то, что мышление приравнивалось к логике. Кроме того, мыслительные способности считались врожденными. К числу интеллектуальных спо-собностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.
  2. Ассоциативная психология. Здесь мышление сводилось, разумеется, к ассоциациям. То есть весь механизм мышления рассматривался в качестве ассоциативного ряда. Мыслительные способности также считались врожденными.
  3. Бихевиоризм. Мышление представляет собой процесс формирования определенных связей по типу S-R (стимул – реакция).
  4. Теория деятельности, отечественная психология. Мышление рассматривается как способность к решению задач. При этом она формируется в процессе всей жизни человека.

А.Н. Леонтьев предложил концепцию мышления, в которой рассматриваются структуры мышления. Так, между этими структурами (внешней и внутренней) деятельности проходит некоторая аналогия.

Ученый считал, что мыслительная деятельность (внутренняя) работает по тому же принципу, что и внешняя. То есть в этом механизме деятельности могут быть даже выделены конкретные операции. Кроме того, А. Н. Леонтьев считал, что различные элементы деятельности могут быть взаимозаменяемыми. Так, в состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия.

Таким образом, вывод из этой концепции следующий – формирование мышления происходит в самом процессе деятельности.

Экспериментальные исследования мышления

  1. Тест А. Бине и Т. Симона, начало 20 века. Данный тест был одним из первых, которые предлагали измерять умственный потенциал человека.
  2. Дж. Гилфорд, модель интеллекта (рисунок 1). Интеллект, по мнению Дж. Гилфорда - это многомерное явление, которое может быть оценено по трем направлениям:
  • содержанию,
  • продукту,
  • характеру.

Умственная операция по характеру может быть следующей:

По продукту умственная операция может быть:

  • единицей,
  • классом,
  • отношением,
  • системой,
  • трансформацией,
  • рассуждением.

По содержанию умственная операция может представлять собой действие с:

  • объектами,
  • символами,
  • преобразование смыслов,
  • поведение.

К операциям относятся:

  1. познание,
  2. память,
  3. дивергентное продуктивное мышление,
  4. конвергентное мышление,
  5. оценивание.

К типам содержания мыслительных операций Дж. Гилфорд относит:

  1. фигуративное содержание,
  2. символическое содержание,
  3. семантическое содержание,
  4. поведенческое содержание.

Продукты мыслительной деятельности могут принимать вид:

  1. единицы,
  2. класса,
  3. системы,
  4. трансформации.

Модель интеллекта Дж. Гилфорда

Рисунок 1. «Модель интеллекта Дж. Гилфорда»

Дата последнего обновления статьи: 30.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot