Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой мышления: Ж. Пиаже, А. Бине, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Дж. Гилфорд, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков и др.
Понятие интеллекта и мышления
Термин «интеллект» переводится с латинского как «разумение».
По Ж. Пиаже, интеллект является такой субстанцией, которая может обеспечить адаптацию индивида к внешнему миру.
Интеллект также понимается как стиль решения проблем, определенный алгоритм мыслительных операций. Также интеллект рассматривает в качестве общей характеристики когнитивной сферы человека.
В современной психологии интеллект обычно связывают с мышлением как психическим процессом, так как именно мышление отвечает за переработку информации.
Таким образом, под интеллектом мы будем понимать совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.
Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.
Исследование мышления
Мышление издревле было предметом дискуссий. Рассмотрим основные теории, которые пытаются объяснить наличие мышления у человека.
- Теории, которые утверждают, что интеллектуальные способности человека врожденные. Одной из таких теорий является теория, которая разрабатывалась на положениях гештальтпсихологии. Так, с точки зрения данного направления, интеллект определяется как определенная совокупность конкретных внутренних мозговых структур, которые обеспечивают процесс управления информацией для получения нового знания. Также в рамках данного направления считается, что такие структуры являются врожденными. Данные структура не развиваются в процессе жизни, они лишь «открываются», так как уже есть в наличии у человека при рождении.
- Теории, которые утверждают, что интеллектуальные способности человека не являются врожденными. С точки зрения данного направления, умственные способности развиваются в течение жизни и достаточно сильно подвержены влиянию окружающей среды.
Теоретические исследования мышления
- Теоретические исследования мышления начали свой путь с 17 века. Для этого периода исследований главной особенностью являлось то, что мышление приравнивалось к логике. Кроме того, мыслительные способности считались врожденными. К числу интеллектуальных спо-собностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.
- Ассоциативная психология. Здесь мышление сводилось, разумеется, к ассоциациям. То есть весь механизм мышления рассматривался в качестве ассоциативного ряда. Мыслительные способности также считались врожденными.
- Бихевиоризм. Мышление представляет собой процесс формирования определенных связей по типу S-R (стимул – реакция).
- Теория деятельности, отечественная психология. Мышление рассматривается как способность к решению задач. При этом она формируется в процессе всей жизни человека.
А.Н. Леонтьев предложил концепцию мышления, в которой рассматриваются структуры мышления. Так, между этими структурами (внешней и внутренней) деятельности проходит некоторая аналогия.
Ученый считал, что мыслительная деятельность (внутренняя) работает по тому же принципу, что и внешняя. То есть в этом механизме деятельности могут быть даже выделены конкретные операции. Кроме того, А. Н. Леонтьев считал, что различные элементы деятельности могут быть взаимозаменяемыми. Так, в состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия.
Таким образом, вывод из этой концепции следующий – формирование мышления происходит в самом процессе деятельности.
Экспериментальные исследования мышления
- Тест А. Бине и Т. Симона, начало 20 века. Данный тест был одним из первых, которые предлагали измерять умственный потенциал человека.
- Дж. Гилфорд, модель интеллекта (рисунок 1). Интеллект, по мнению Дж. Гилфорда - это многомерное явление, которое может быть оценено по трем направлениям:
- содержанию,
- продукту,
- характеру.
Умственная операция по характеру может быть следующей:
- оценивание,
- синтез,
- анализ,
- запоминание,
- познание.
По продукту умственная операция может быть:
- единицей,
- классом,
- отношением,
- системой,
- трансформацией,
- рассуждением.
По содержанию умственная операция может представлять собой действие с:
- объектами,
- символами,
- преобразование смыслов,
- поведение.
К операциям относятся:
- познание,
- память,
- дивергентное продуктивное мышление,
- конвергентное мышление,
- оценивание.
К типам содержания мыслительных операций Дж. Гилфорд относит:
- фигуративное содержание,
- символическое содержание,
- семантическое содержание,
- поведенческое содержание.
Продукты мыслительной деятельности могут принимать вид:
- единицы,
- класса,
- системы,
- трансформации.
Рисунок 1. «Модель интеллекта Дж. Гилфорда»