Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Мягкая версия лингвистической релятивистской теории

Все предметы / Языкознание и филология / Мягкая версия лингвистической релятивистской теории
Определение 1

Лингвистическая релятивистская теория – это гипотеза лингвистической относительности, в рамках которой утверждается, что мышление, мировоззрение и мировосприятие человека определяются структурой языка, на котором он говорит.

История формирования и развития лингвистической релятивистской теории

Начало изучению взаимосвязи языка и мышления было положено ещё в античные времена. До нас дошли сведения о споре на эту тему между Платоном (считавшим, что язык – это отражение мышления) и софистами (утверждавшими, что познать мир можно только через язык).

Развитием Платоновских идей занимался Святой Августин. Свою точку зрения на тему языка высказывали такие знаменитые философы, как Роджер Бэкон и Иммануил Кант.

Основные черты концепции лингвистического релятивизма были определены философами немецкого романтизма начала XIX века. В частности, немецкий философ и языковед Вильгельм Гумбольдт рассматривал язык в качестве ткани мышления и воплощения национального (народного) духа.

Вновь лингвистической релятивистской теорией занялись в начале XX века представители американской школы антропологии, во главе которой стояли Франц Боас и Эдвард Сепир. Последний чаще других в своих работал затрагивал этот вопрос, в особенности, лингвистический детерминизм (он его критиковал).

Ученик Сепира, Бенджамин Ли Уорф активно поддерживал и развивал эту теорию в своих работах. Впоследствии, другим учеником Сепира Гарри Хойджером было введено другое название лингвистической релятивистской теории - «гипотеза Сепира — Уорфа»; оно употребляется до сих пор.

В 1920-х годах, в частности, благодаря немецкому лингвисту Лео Вайсгерберу, лингвистическая релятивистская теория была разделена на два варианта:

  • строгая версия, которая заключается в формировании мышления исключительно языком, который определяет и ограничивает когнитивные категории («лингвистический детерминизм»).
  • мягкая версия, которая заключается в том, что язык является только одним из факторов, оказывающих влияние на формирование человеческого мышления.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Лингвистический детерминизм критиковался многими учеными из-за его одностороннего и, соответственно, императивного взгляда на данный вопрос. Поэтому более широкое распространение получила мягкая версия лингвистической релятивистской теории.

Универсалистский и конструктивистский подходы к лингвистическому релятивизму

Взаимосвязь языка и мышления нередко была в центре внимания исследователей таких наук, как философия, психология, лингвистика, антропология. Суть проблемы заключалась в происхождении высших психических функций человека. На этот счёт есть две основные точки зрения, выраженные в универсалистском и конструктивистском подходах.

Согласно универсалистскому подходу, эти функции являются универсальными и присутствуют у человека в виде определённого набора базовых способностей с самого его рождения. Изменчивость психических функций, обусловленная культурно-национальными различиями, можно проигнорировать. Познание и восприятие людьми мира происходит одинаково, на общих функциях, поскольку любой человеческий мозг представляет собой биологически определённую конструкцию.

Согласно конструктивистскому подходу (который противостоит универсалистскому), эти функции были сформированы в результате социализации, что обуславливает рассмотрение психических функций в качестве субъекта культурных и социальных процессов, которые подвержены временным и пространственным изменениям. Поэтому свойства психики человека не ограничены биологической составляющей.

Конструктивистский подход также зачастую называется идеалистическим, так как он опровергает потенциальное ограничение интеллектуальных и психических способностей человека биологическими (то есть материалистическими) факторами. Ещё одним определением этого подхода является «релятивистский», что означает поддержку идеи культурного релятивизма, в соответствии с которой каждая культура является уникальной системой ценностей, и каждая культурная группа обладает уникальной концептуальной схемой восприятия мира.

Эмпирические исследования лингвистического релятивизма

Американским лингвистом и психологом Джоном Люси были выделены следующие основные направления исследований лингвистического релятивизма:

  • «структуроцентричный» подход;
  • «областной» подход;
  • «поведенческий» подход.

Исследования, основанные на «структуроцентричном» подходе, заключаются в наблюдении за структурными особенностями языка и последующем изучении потенциальных последствий для мышления и поведения.

«Областной» подход предполагает выбор отдельной семантической области и её сравнение между различными языковыми и культурными группами. Это делается для того, чтобы выявить корреляцию между поведением и средствами языка, предназначенными для обозначения тех или иных понятий.

В качестве семантических областей, исследуемых в рамках этого подхода, обычно выбиралась цветовая терминология и пространственные категории, которые, как полагают лингвисты, тесно взаимосвязаны с нервной системой. Поэтому было установлено, что люди в решении повседневных задач зачастую используют лингвистическую концептуализацию данных понятий.

Наблюдение за поведением людей, которые относятся к различным языковым группам, представляет собой «поведенческий» подход к исследованию лингвистического релятивизма. На основе данных, полученных в результате наблюдения, лингвисты пытаются выяснить причины конкретного поведения в определённой лингвистической системе.

Например, американский психолог Блум объяснил большее количество несчастных производственных случаев на финских заводах, чем на шведских, тем, что имеет место быть когнитивные различия употребления предлогов и падежей их языков, выражающиеся в более пристальном внимании шведов к производству, а финнов – к работникам.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис