Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Строгая версия лингвистической релятивистской теории

Все предметы / Языкознание и филология / Строгая версия лингвистической релятивистской теории

Общее понятие лингвистической релятивистской теории

Определение 1

Лингвистическая релятивистская теория – это концепция, которая гласит, что структура языка оказывает влияние на мировоззрение, мировосприятие и познавательные процессы носителей данного языка.

Определение «релятивистская» произошло от латинского слова «relativus», которое переводится как «относительная».

Лингвистическая релятивистская теория также называется гипотезой Сепира — Уорфа, хотя, по сути, это название является ошибочным, поскольку американские лингвисты Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф никогда не считались авторами этой теории и никогда не назывались таковыми. Впервые вопрос лингвистического релятивизма был рассмотрен в начале XIX века немецким филологом Вильгельмом Гумбольдтом, который полагал, что язык является выражением народного духа.

В начале ХХ века Эдвард Сепир, который возглавлял американскую школу антропологии, в своих исследованиях приблизился к данной теории (хотя то, что он непосредственно разрабатывал эту теорию, остаётся недоказанным). Его ученик Бенджамин Уорф более подробно изучил лингвистический релятивизм, являлся активным сторонником этой теории и опубликовал большое число работ на тему влияния лингвистических различий на познание и поведение человека.

Термин же «гипотеза Сепира — Уорфа» был введён одним из студентов Э. Сепира Гарри Хойджером.

Описание лингвистического детерминизма

Различают две формулировки лингвистической релятивистской теории:

  • строгая версия теории, которая утверждает, что мышление определяется только языком, которые ограничивают и определяют когнитивные категории;
  • мягкая версия теории, которая утверждает, что кроме языка в формировании мышления принимают участие влияние традиций и некоторые виды неязыкового поведения.

Строгая версия лингвистической релятивистской теории называется лингвистическим детерминизмом. Его идея была разработана в начале 1920-х годов немецким лингвистом Лео Вайсгербером По данной теме мы уже выполнили реферат Leo Weisgerber (Лео Вайсгербер) подробнее . Она утверждала, что между языком и мышлением существует жесткая корреляция, в соответствии с которой когнитивные функции и процессы индивида полностью определены языком.

Готовые работы на аналогичную тему

Существует мнение, что сторонниками строгой версии были Бенджамин Уорф и Людвиг Витгенштейн, однако достоверных данных о поддержке ими этой версии не существует. Зато известно, что яростным критиком детерминированных отношений между языком и мышлением был Эдуард Сепир. Однако никто из упомянутых лингвистов не противопоставлял строгую и мягкую версии лингвистической релятивистской теории, это было сделано позднее.

Позиция Бенджамина Уорфа заключалась в том, что формулировка идей и мыслей не является рациональным самостоятельным процессом, а определяется конкретной грамматикой и лексикой языка, на котором выражены эти идеи. Окружающий мир организован и осмыслен нами с помощью языка.

Очевидность лингвистического детерминизма проявляется в ситуациях, когда средством привлечения внимания человека к определенному аспекту действительности является язык. Например, на французском, испанском или русском языке есть два способа обратиться к человеку, потому что у этих языков есть два местоимения второго лица - единственное и множественное число («ты» - «вы»). Выбор местоимения зависит от отношений между двумя людьми (формальными или неформальными) и степени знакомства между ними. В этом отношении говорящий на любом из этих языков всегда думает об отношениях при обращении к другому человеку и поэтому не может разделить эти два процесса.

Замечание 1

Однако, в настоящее время теория лингвистического детерминизма является непризнанной, в отличии от концепций более мягких форм корреляции между языком и мышлением, которые до сих пор активно изучаются, в том числе через доказательство существования этих корреляций.

Критика лингвистического детерминизма

Лингвистический детерминизм широко критикуется за его абсолютизм и опровергается большинством современных лингвистов. Например, Майкл Франк опроверг детерминистские выводы Даниэля Эверетта, который предположил, что культуры пираха (бразильских племён) основана на таких лингвистических чертах, как недостаток чисел и названий цветов. Франк же подтвердил, что непосредственно чисел в этом языке не было, но вместо них использовались такие слова, как «маленький», «несколько крупнее», «много» и т.п.

Еще один аргумент против принципа лингвистического детерминизма заключается в том, что люди способны воспринимать объекты и события, которые не имеют соответствующих слов в нашем ментальном лексиконе, даже если существующие лингвистические представления облегчили бы восприятие.

Противники теории утверждают, что мысль существует до любой концепции языка. Эта идея была воплощена в теории Стивена Пинкера. Он предположил, что все индивиды изначально способны к «универсальному менталезу», из которого состоит вся мысль до ее лингвистической формы. Затем язык позволяет нам сформулировать эти уже существующие мысли в слова и лингвистические понятия.

Например, можно воспринимать разные цвета, даже если пропустить определенное слово для каждого оттенка. Таким образом, аборигены Новой Гвинеи могут различать зеленый и синий цвета, даже если у них есть только одна лексическая запись для описания обоих цветов.

То, что существуют сообщества, где нет языка для описания цвета, не говорит об отсутствии у людей данной мысли (понятия). Скорее всего, у сообщества может быть описание или уникальная фраза для определения понятия. Так, Эверетт в упомянутом выше исследовании констатировал, что каждое слово для цвета в пирахе на самом деле было фразой. Например, слово «biísai», которое используется для обозначения красного цвета, на самом деле является фразой, которая означала «это как кровь».

Замечание 2

Таким образом, строгая версия лингвистической релятивистской теории, утверждавшая принцип лингвистической детерминации познания, была опровергнута. Однако более слабые формы предположений о влиянии языка на наше мышление активно обсуждаются и изучаются.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анна Юрьевна Рашевская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис