Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные виды умственных операций

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, З. И. Калмыкова и др.

Далее рассмотрим понятие мышления, а также основные виды умственных операций.

Понятие

Определение

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Основные виды умственных операций

Опишем основные виды умственных операций, а затем закрепим их с помощью рисунка 1.

  1. Сравнение. Операция сравнения приспособлена для установления сходства или различия между предметами или явлениями окружающей действительности. Данную умственную операция можно наблюдать уже у ребенка, когда он начинает замечает общие и различные черты определенных предметов.
  2. Мы отмечаем сходства или различия между предметами (явлениями) с точки зрения того, какие их признаки считаем существенными. Именно поэтому в одном случае мы будет считать предметы похожими, а в другом – нет.

    Операция сравнения может осуществляться двумя способами:

  • непосредственно (при одновременном восприятии предметов);
  • опосредованное (в случае использования умозаключения).

Так, особенностью успеха операции сравнения считает выбор показателей для сравнения. Нужно учитывать, какие показатели приемлемы в том или ином случае. К примеру, неправильно будет сравнивать цвет одного предмета со вкусом другого. Поэтому важно выделять существенные общие признаки сравниваемых позиций.

По сути, не рекомендуется использовать поверхностное сравнение чего-либо. Сравнение, основанное на умозаключении будет гораздо эффективнее.

  • Анализ. Операция анализа – это мысленное разделение предмета на отдельные части, а также выявление его определенных свойств. Сущность анализа состоит в том, что, выделяя части и признаки, мы сможем лучше понять природу предмета или явления. Так, операция может понять нам и структуру предмета.
  • Синтез. Операция синтеза противоположна анализу. Соответственное, синтез – это как раз соединение частей и свойств предметов в единое целое. Данная операция необходима для составления целостной картины о предмете. Именно видя целостную структуру, мы можем понять механизм его действия.
  • Как и для синтеза, так и для анализа, характерно внутреннее (мысленное) оперирование предметом или его свойствами. Синтез обычно осуществляется на основе:

    • восприятия;
    • памяти;
    • представлений.

    Общим для анализа и синтеза является также и то, что они впервые появляются в предметно-манипулятивной деятельности. Так, выполняя определенные действия с предметами, ребенок может мысленно разъединять или соединять их. Это помогает ему лучше понять их сущность и способы использования.

    Конечно, во взрослом состоянии человек тоже не перестает использовать операции анализа и синтеза. Особенно актуально их использование в научной работе.

  • Абстракция. Данная операция представляет собой мысленное отвлечение от различных структурных элементов предмета и выделение его наиболее существенных признаков. Сущность абстракции как умственной операции состоит в том, что выделенная часть в предмете будет рассматриваться отдельно, без всякой зависимость от других свойств или структурных элементов этого предмета.
  • Абстракция обычно используется при усвоении новых понятий, так как в них отражены лишь наиболее важные признаки ряда предметов, которые и дают нам право отнести их к той или иной группе.

    Выделяют следующие виды абстракции:

    • практическая (она включена в процесс деятельности);
    • чувственная (внешняя);
    • высшая (опосредованная, выраженная в определенных понятиях).

    Ошибки в процессе абстракции:

    • в одних случаях, усваивая определенные понятия, мы не можем отвлечься от конкретных примеров или информационного фона, с использованием которого производится формирование данного понятия, в результате чего мы не можем использовать сформированное понятие в других условиях;
    • ошибкой другого рода при осуществлении операций абстракции является отвлечение от существенных признаков предмета или явления. В результате мы пытаемся обобщить то, что нельзя обобщать, и у нас формируется искаженное или ложное представление.
  • Конкретизация. Это процесс, противоположный абстракции. Конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях нет стремления отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений окружающей действительности, но есть стремление представить эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. В целом, конкретизация обычно выступает как пример чего-либо наиболее общего.
  • Индукция. Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Г. Эббингауз, изучая процессы забывания информации у отдельных людей, обнаружил общую закономерность и сформулировал один из законов памяти, описывающий процесс забывания полученной человеком информации.
  • Дедукция. Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения.
  • Виды мыслительных операций

    Рисунок 1. «Виды мыслительных операций»

    Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot