Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, З. И. Калмыкова и др.
Далее рассмотрим понятие мышления, а также основные виды умственных операций.
Понятие
Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.
Основные виды умственных операций
Опишем основные виды умственных операций, а затем закрепим их с помощью рисунка 1.
- Сравнение. Операция сравнения приспособлена для установления сходства или различия между предметами или явлениями окружающей действительности. Данную умственную операция можно наблюдать уже у ребенка, когда он начинает замечает общие и различные черты определенных предметов.
Мы отмечаем сходства или различия между предметами (явлениями) с точки зрения того, какие их признаки считаем существенными. Именно поэтому в одном случае мы будет считать предметы похожими, а в другом – нет.
Операция сравнения может осуществляться двумя способами:
- непосредственно (при одновременном восприятии предметов);
- опосредованное (в случае использования умозаключения).
Так, особенностью успеха операции сравнения считает выбор показателей для сравнения. Нужно учитывать, какие показатели приемлемы в том или ином случае. К примеру, неправильно будет сравнивать цвет одного предмета со вкусом другого. Поэтому важно выделять существенные общие признаки сравниваемых позиций.
По сути, не рекомендуется использовать поверхностное сравнение чего-либо. Сравнение, основанное на умозаключении будет гораздо эффективнее.
Как и для синтеза, так и для анализа, характерно внутреннее (мысленное) оперирование предметом или его свойствами. Синтез обычно осуществляется на основе:
- восприятия;
- памяти;
- представлений.
Общим для анализа и синтеза является также и то, что они впервые появляются в предметно-манипулятивной деятельности. Так, выполняя определенные действия с предметами, ребенок может мысленно разъединять или соединять их. Это помогает ему лучше понять их сущность и способы использования.
Конечно, во взрослом состоянии человек тоже не перестает использовать операции анализа и синтеза. Особенно актуально их использование в научной работе.
Абстракция обычно используется при усвоении новых понятий, так как в них отражены лишь наиболее важные признаки ряда предметов, которые и дают нам право отнести их к той или иной группе.
Выделяют следующие виды абстракции:
- практическая (она включена в процесс деятельности);
- чувственная (внешняя);
- высшая (опосредованная, выраженная в определенных понятиях).
Ошибки в процессе абстракции:
- в одних случаях, усваивая определенные понятия, мы не можем отвлечься от конкретных примеров или информационного фона, с использованием которого производится формирование данного понятия, в результате чего мы не можем использовать сформированное понятие в других условиях;
- ошибкой другого рода при осуществлении операций абстракции является отвлечение от существенных признаков предмета или явления. В результате мы пытаемся обобщить то, что нельзя обобщать, и у нас формируется искаженное или ложное представление.
Рисунок 1. «Виды мыслительных операций»