Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.
Далее рассмотрим понятие мышления, а также его основные формы.
Понятие
Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.
Понятие мышления по В.В. Давыдову: мышление — это не особая субстанция, а такое же свойство, такой же способ существования тела, как и его протяженность. Специфичность способа действия мыслящего тела заключается в Универсальности.
Основные формы мышления
Как правило, выделяется три формы мышления. Рассмотрим их. Наглядно они представлены на рисунке 2.
- Понятие. Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Как известно, абсолютно каждый предмет или явление имеет разнообразие признаков. Все они делятся на две категории:
- существенные (те, которые обязательны для того, чтобы определенный предмет «не перестал быть собой»);
- несущественные (дополнительные признаки, которые не изменяют саму природу предмета или явления).
Само понятие существует в виде слова. В понятиях знания людей могут обобщаться в настолько абстрактном виде, насколько это только возможно. И именно этим понятие отличается от восприятия и представления памяти, так как они обязательно опираются на опыт, что делает их более конкретными. Понятие — более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движения со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.
Различают такие виды суждений как:
- общие (здесь существуют положения, которые касаются всех предметов или явлений);
- частные (здесь речь может идти только об отдельной группе предметов или явлений, которые объединены общим понятием);
- единичные (здесь речь идет только об индивидуальном понятии).
Виды умозаключений:
- индукция (определенный прием рассуждения, который начинается от частных суждений и приходит к более общим; здесь также происходит установление различных правил на основе изучения предметов или явлений окружающей действительности. Индукция обычно начинается с некого накопления знаний для того, чтобы впоследствии можно было выявить общее и различное в предметах или явлениях.
- дедукция (способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов и правил).
Рисунок 1. «Умозаключения»
Для лучшего понимания материала обратимся также к теории В.В. Давыдова и рассмотрим ее основные положения.
- Психика человека вообще и мышление в частности являются социокультурным и семиотическим образованием, развивающимся в деятельности и через деятельность.
- При построении теории психики исходным первым и главным должно стать понятие деятельности.
- Понять индивидуальное мышление с позиций «гносеологической робинзонады» невозможно. Индивидуальное мышление — это единичная реализация родовой способности кооперированного человечества.
- Мышление — не отдельная частная способность, а способ ориентировки субъекта в расчлененной действительности, рассматриваемой с точки зрения ее собственных качеств.
- Единицей, «клеточкой» мышления является мыслительный акт.
- Развитие мышления может идти по двум качественно различным линиям, каждой из которых соответствует особый тип мышления — эмпирический или теоретический.
- Развитие мышления осуществляется путем присвоения человеком общественно выработанных способов мышления, т. е. путем интериоризации.
Рисунок 2 «Формы мышления»