Мотивационная сфера спортсмена — это целостная система, развитие которой происходит на протяжении всей жизни. Она характеризуется определенной иерархией, является подвижной, отражая предмет потребности и состояния самого человека.
Особенности мотивационной сферы личности
Главные отношения, которые описывают мотивационную сферу личности, представлены иерархией мотивов или побуждений. Мотивационная сфера личности — это совокупность мотивационных образований:
- Диспозиции (мотивы),
- Потребности и цели,
- Аттитюды,
- Поведенческие паттерны,
- Интересы.
В соответствии с развитостью мотивационная сфера характеризуется широтой, гибкостью и иерархичностью. Широта мотивационной сферы — это качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем большее число разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей у человека, тем более развита его мотивационная сфера. Тем не менее, исследователи сделали к данному пониманию широты мотивационной сферы несколько уточнений. Они считают, что вряд ли можно напрямую связать развитие мотивационной сферы человека и количество потребностей, склонностей и интересов, которые у него имеются.
Что касается мотивационной сферы спортсмена, то плохо, когда область интересов индивида слишком заужена и ограничена лишь одним-двумя видами развлечений, аспектами профессиональной деятельности (например, человек увлечен только футболом). Тем не менее, не приветствуется и другая крайность, когда человек проявляет поверхностный интерес ко всему, серьезно ничем не занимаясь.
Мотивационная сфера спортсменов-инвалидов
Мотивационная сфера спортсмена-инвалида в качестве подструктуры личности включает не только актуальные потребности и мотивы, а и устойчивые латентные мотивационные образования, такие как:
- Направленность личности,
- Интересы человека,
- Мотивационные установки,
- Желания.
Таким образом, мотивационную сферу можно считать латентным образованием, где отдельные мотивы в качестве временных функциональных образований появляются только эпизодически и непрерывно меняют друг друга.
Для спортсменов с инвалидностью побуждающими мотивами к занятию физическими упражнениями и спортом, в первую очередь, выступает то, что они хотят быть полезными обществу. Такие люди, как правило, лишены возможности свободно передвигаться, а большую часть своего времени проводят дома.
У спортсменов (особенно инвалидов) не всегда есть возможность общения, поэтому они не могут найти себе друзей. В этом случае активные физкультурно-спортивные занятия, принятие участия в спортивных соревнованиях, — это форма так остро необходимого им общения.
С помощью спорта спортсмены с инвалидностью восстанавливают психическое равновесие, снимая ощущение изолированности и возвращая чувство уверенности и уважения к себе. Спорт как элемент мотивационной сферы предопределяет возможность возврата к активной жизни.
В качестве основы мотивационной сферы разных групп спортсменов-инвалидов выступает получение впечатлений, азарт, борьба, победа и улучшение состояния здоровья. Перечисленные факторы представляют собой подвигающие мотивы к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Исследования мотивационной сферы у спортсменов-инвалидов разных нозологических групп
Для всех нозологических групп спортсменов-инвалидов значимой является цель занятий физическими упражнениями и спортом. Она состоит в восстановлении утраченного контакта с окружающим миром, создании необходимых условий для воссоединения с обществом, участии в общественно полезном труде и реабилитации.
В этих рамках между всеми мотивами, сформированными у людей с инвалидностью, определяется потребность в занятиях физическими упражнениями и спортом. Это производится с помощью коэффициента корреляции Спирмена и определения числа значимых корреляционных взаимосвязей, которые образовал каждый мотив.
Исследования показывают, что, как правило, большинство из выявленных мотивов, которые побуждают инвалидов заниматься физическими упражнениями и спортом, подвержено корреляции с большим количеством других мотивов. Они определенным образом связаны друг с другом. Это значит, что мотив, который образует 5 и более корреляционных взаимосвязей, обладает большим значением для спортсменов-инвалидов.
Формирование мотивации инвалидов к занятиями физическими упражнениями и спортом должно оцениваться в комплексе. Для этого важно проанализировать неразрывное единство мотивов.
Результаты корреляционного анализа должны становиться основой выстраивания корреляционных плеяд. Их базовая задача состоит в установке качественно однородных группы признаков на основе внутренней взаимосвязи, а также в определении наличия и характера воздействия латентных и эмпирических факторов, которые стояли за наблюдаемыми признаками. К учету здесь важно принимать оценку вклада каждого из всех установленных факторов.
Для выявления структуры факторов, определяющих мотивационную сферу спортсменов из разных нозологических групп, чаще всего требуется проведение факторного анализа с применением метода главных компонент. В этом процессе определяются основные мотивы, которые способны побудить лиц с ограниченными возможностями заниматься физической культурой и спортом.
Именно мотивационные факторы, включая их удельный вес и наполнение, должны приниматься к учету в ходе организации занятий физическими упражнениями и спортом со спортсменами-инвалидами. Важно также выявить среди инвалидов различных нозологических групп вербальную степень важности мотивации, установить латентную иерархию мотивов.