Краткая биография
Рубинштейн родился в $1878$ году 15 июня в купеческой семье в селе Захарово. Учился Моисей в Верхнеудинском уездном училище. После этого окончил еще Иркутскую губернскую гимназию в $1899$ году. Затем поступил в Казанский университет. Рубинштейн всегда мечтал о заграничном образовании и уехал на стажировку в университет Берлина. Он учился на философском и естественном отделении Фрейбургского университета. С 1906 года будущий ученый работал в Берлине, Гейдельберге, Дрездене. Он преподавал и переводил философские труды.
После своего возвращения в Россию в $1908$ году Рубинштейн читал лекции по педагогике в Народном университете имени Шанявского, а также в Москве на Высших женских курсах.
В $1917$ году Рубинштейн, двигаемый идеей создания образовательных учреждений в провинции, принял решение уехать с семьёй в Иркутск и открыть там университет. Он стал организатором и первым ректором Иркутском Восточно-Сибирского государственного университета. Одновременно с этим Рубинштейн руководил педагогическим факультетом, и в $1920$ году принимал активное участие в создании Восточно-Сибирского пединститута народного просвещения.
В $1923$ году Моисей Рубинштейн вернулся к преподавательской деятельности в высших учебных заведениях Москвы.
С началом ВОВ был эвакуирован в Сибирь, где находился до $1943$ года и возглавлял кафедру психологии и педагогики Красноярского педагогического института.
Научная деятельность
Рубинштейн активно разрабатывал проблемы педагогической и возрастной психологии, он исследовал особенности мышления, а также социально-правовые представления и читательские пристрастия у детей. Моисей Матвеевич работал над вопросами семейного и общественного воспитания, полового и эстетического воспитания, проблематикой содержания и методики обучения в школе.
Рубинштейн связывал понятие личности неразрывно с культурой. Он считал, что главная педагогическая задача состоит в воспитании творца культуры, самобытной индивидуальности, которая реализует себя через творчество. Ученый был приверженцем цельной единой системы воспитания, которая охватывает все возрастные группы и включает деятельность семьи, школьных и дошкольных учреждений, просветительской послешкольной работы. Именно Рубинштейн редложил ввести в школьную учебную программу спецкурс подготовки ребят к семейной жизни (отцовствоведение, материнствоведение).
Моисей Матвеевич определил характерные черты и направления развития юношества:
- склонность к самоанализу, рефлексии, стремление к самостоятельности, самоопределению;
- выработка критериев собственного поведения; желание остаться самим собой;
- потребность в понимании и порыв к людям.
Он сформулировал базис педагогического подхода к воспитанию юношества:
- уважение к личности,
- признание прав представителей юношества,
- искренность,
- в оценке беспристрастность.
Рубинштейн исследовал психологию юных читателей и роль чтения в развитии детей. Он сделал вывод, что читательские реакции ребенка носят комплексный целостный характер. Ученый предложил принципы педагогического руководства детским чтением:
- опора на интересы ребенка;
- отказ от морализаторства и принуждения;
- предоставление ребенку свободы в выборе литературы с учётом его стремления выйти за возрастные рамки.
Рубинштейн изучал историю педагогики и видел в ней базу преемственности в развитии всего педагогического процесса. Основным критерием для отбора явлений прошлого ученый считал, прежде всего, потребности современности. Рубинштейн был ярым сторонником интеллектуально-трудового направления в развитии школы, он считал, что школа не должна быть местом для получения профессионального образования. Учебно-воспитательную школьную систему он описывал как «жизненно-трудовые узлы-комплексы», которые формируются на осознании детьми жизненных потребностей. Ученый считал, что данный подход может обеспечить трансформацию процесса изучения научных основ в средство разрешения актуальных жизненных проблем, являющихся своеобразным синтезом разных знаний.