Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моисей Матвеевич Рубинштейн, советский психолог

Моисей Матвеевич Рубинштейн, советский психолог. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Краткая биография

Рубинштейн родился в $1878$ году 15 июня в купеческой семье в селе Захарово. Учился Моисей в Верхнеудинском уездном училище. После этого окончил еще Иркутскую губернскую гимназию в $1899$ году. Затем поступил в Казанский университет. Рубинштейн всегда мечтал о заграничном образовании и уехал на стажировку в университет Берлина. Он учился на философском и естественном отделении Фрейбургского университета. С 1906 года будущий ученый работал в Берлине, Гейдельберге, Дрездене. Он преподавал и переводил философские труды.

После своего возвращения в Россию в $1908$ году Рубинштейн читал лекции по педагогике в Народном университете имени Шанявского, а также в Москве на Высших женских курсах.

Замечание 1

В $1917$ году Рубинштейн, двигаемый идеей создания образовательных учреждений в провинции, принял решение уехать с семьёй в Иркутск и открыть там университет. Он стал организатором и первым ректором Иркутском Восточно-Сибирского государственного университета. Одновременно с этим Рубинштейн руководил педагогическим факультетом, и в $1920$ году принимал активное участие в создании Восточно-Сибирского пединститута народного просвещения.

В $1923$ году Моисей Рубинштейн вернулся к преподавательской деятельности в высших учебных заведениях Москвы.

С началом ВОВ был эвакуирован в Сибирь, где находился до $1943$ года и возглавлял кафедру психологии и педагогики Красноярского педагогического института.

Научная деятельность

«Моисей Матвеевич Рубинштейн, советский психолог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рубинштейн активно разрабатывал проблемы педагогической и возрастной психологии, он исследовал особенности мышления, а также социально-правовые представления и читательские пристрастия у детей. Моисей Матвеевич работал над вопросами семейного и общественного воспитания, полового и эстетического воспитания, проблематикой содержания и методики обучения в школе.

Рубинштейн связывал понятие личности неразрывно с культурой. Он считал, что главная педагогическая задача состоит в воспитании творца культуры, самобытной индивидуальности, которая реализует себя через творчество. Ученый был приверженцем цельной единой системы воспитания, которая охватывает все возрастные группы и включает деятельность семьи, школьных и дошкольных учреждений, просветительской послешкольной работы. Именно Рубинштейн редложил ввести в школьную учебную программу спецкурс подготовки ребят к семейной жизни (отцовствоведение, материнствоведение).

Моисей Матвеевич определил характерные черты и направления развития юношества:

  • склонность к самоанализу, рефлексии, стремление к самостоятельности, самоопределению;
  • выработка критериев собственного поведения; желание остаться самим собой;
  • потребность в понимании и порыв к людям.

Он сформулировал базис педагогического подхода к воспитанию юношества:

  • уважение к личности,
  • признание прав представителей юношества,
  • искренность,
  • в оценке беспристрастность.

Рубинштейн исследовал психологию юных читателей и роль чтения в развитии детей. Он сделал вывод, что читательские реакции ребенка носят комплексный целостный характер. Ученый предложил принципы педагогического руководства детским чтением:

  • опора на интересы ребенка;
  • отказ от морализаторства и принуждения;
  • предоставление ребенку свободы в выборе литературы с учётом его стремления выйти за возрастные рамки.
Замечание 2

Рубинштейн изучал историю педагогики и видел в ней базу преемственности в развитии всего педагогического процесса. Основным критерием для отбора явлений прошлого ученый считал, прежде всего, потребности современности. Рубинштейн был ярым сторонником интеллектуально-трудового направления в развитии школы, он считал, что школа не должна быть местом для получения профессионального образования. Учебно-воспитательную школьную систему он описывал как «жизненно-трудовые узлы-комплексы», которые формируются на осознании детьми жизненных потребностей. Ученый считал, что данный подход может обеспечить трансформацию процесса изучения научных основ в средство разрешения актуальных жизненных проблем, являющихся своеобразным синтезом разных знаний.

Дата последнего обновления статьи: 27.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot