Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Валидность эксперимента

Для того чтобы конструировать и оценивать экспериментальные процедуры часто используют такие понятия как идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия и бесконечный эксперименты.

Идеальный эксперимент

Он организуется таким образом, что экспериментатор изменяет только независимую переменную. Зависимая переменная контролируется, а все остальные условия остаются неизменными. Данный эксперимент предполагает эквивалентность всех испытуемых, а также неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого времени. Поскольку в жизни происходит не только изменение тех параметров, которые интересуют исследователя, но и ряд других условий, идеальный эксперимент не может быть осуществлен в реальности.

Соответствие идеального и реального эксперимента выражается в характеристике, получившей название внутренняя валидность. Она показывает достоверность результатов, обеспеченных реальным экспериментом по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность эксперимента будет тем ниже, чем больше влияют неконтролируемые исследователем условия на изменение зависимых переменных. Следовательно, вероятность того, что обнаруженные в эксперименте факты являются артефактами, достаточно большая.

Признаком хорошо проведенного эксперимента является высокая внутренняя валидность.

Внутренней валидности эксперимента, по мнению Д. Кемпбелла, угрожают следующие факторы: фактор фона, фактор естественного развития, фактор тестирования, погрешность измерения, статистическая регрессия, неслучайный отбор, отсеивание:

  1. Фактор фона. Он включает события, происходящие между предварительным и окончательным измерением, и может вызвать изменения в зависимой переменной;
  2. Фактор естественного развития. Его связывают с тем, что участники эксперимента взрослеют, утомляются, поэтому могут возникнуть изменения в уровне зависимой переменной;
  3. Фактор тестирования связан с влиянием предварительных измерений на результаты последующих;
  4. Фактор погрешности измерения. В экспериментальном эффекте могут быть неточности или изменения в процедуре, методе измерения;
  5. Фактор статистической регрессии проявляется тогда, когда среди участников эксперимента были отобраны испытуемые с крайними показателями каких-либо оценок;
  6. Фактор неслучайного отбора. Фактор будет присутствовать в тех случаях, когда отбор участников при формировании выборки, проводился неслучайным образом;
  7. Фактор отсеивания проявляется тогда, когда испытуемые выбывают из контрольной и экспериментальной групп.

Таким образом, экспериментатор по возможности должен учитывать и ограничивать влияние факторов, которые угрожают внутренней валидности эксперимента.

Эксперимент полного соответствия

В данном случае это экспериментальное исследование, где все условия и их изменения отвечают реальности. Во внешней валидности выражается приближение реального эксперимента к эксперименту полного соответствия. От уровня внешней валидности будет зависеть степень переносимости результатов эксперимента в реальность.

Внешняя валидность влияет на достоверность выводов реального эксперимента. Эксперимент будет считаться неверным, если не имеет внешней валидности. Факторами, угрожающими внешней валидности являются:

  1. Реактивный эффект. Он проявляется в уменьшении или увеличении восприимчивости испытуемых к экспериментальному влиянию;
  2. Эффект взаимодействия отбора и влияния, т.е. экспериментальное влияние будет существенным только для участников эксперимента;
  3. Фактор условий эксперимента. Возможность экспериментального эффекта только в специально организованных условиях;
  4. Фактор интерференции влияний. Может проявиться при предъявлении группе испытуемых последовательности взаимоисключающих влияний.

Исследователи, работающие в прикладных областях психологии – клинической, педагогической, организационной – особо проявляют заботу о внешней валидности. Это и понятно, потому что в случае невалидного исследования их результаты при переносе в реальные условия, ничего не дадут.

Бесконечный эксперимент

Для получения более точных результатов этот эксперимент предполагает неограниченное количество опытов и проб. При эксперименте с одним испытуемым и увеличении количества проб ведет к повышению надежности результатов. В групповом эксперименте повышение надежности происходит с увеличением числа испытуемых. Но суть-то заключается как раз в том, что с ограниченным числом проб или при помощи ограниченной группы испытуемых выявить причинно-следственые связи между явлениями. Отсюда следует, что бесконечный эксперимент невозможен и бессмыслен.

Чтобы достичь высокой надежности эксперимента количество проб или число испытуемых должно соответствовать изменчивости изучаемого явления.

Эволюция эксперимента

По мере того, как психология выделилась в самостоятельную науку, она в своих исследованиях широко стала применять экспериментальный метод. Использовать эксперимент в науке, было настоятельным требованием еще со времени Ф. Бэкона, а И. Кант не считал её точной наукой только потому, что в ней не используется экспериментирование.

Эксперимент в середине XIX века внедрился во многие области знаний, например, хорошо «прижился» в физиологии. Идея создания физиологической психологии принадлежит врачу и физиологу У. Вундту. Сегодня она занимается преимущественно исследованием ощущения и движения, используя сочетание физиологического эксперимента и самонаблюдения.

Эксперимент становится неотъемлемым атрибутом «настоящей» науки и У.Вундт приветствует его и использует, он готов называть свою психологию экспериментальной. Сам физиологический эксперимент используется для того, чтобы «нормировать» интроспекцию или ввести её в более жесткие рамки лабораторного исследования. Но, тем не менее, основным методом, поставляющим факты, у него оставалось самонаблюдение.

Для научного сообщества принципиально важным было то, что в психологии эксперимент используется. Вопрос был закрыт наличием в названии слова «экспериментальная», а в каком качестве он используется, было уже не так важно.

По поводу метода эксперимента были и другие видения. Например, не являясь психологом Г.Т. Фехнер, при решении своих задач использовал эксперимент для объективного измерения. Переосмысленные результаты его работы в контексте нарождающейся физиологической психологии, были включены в психологию вместе с методами, которые он разработал.

Данное направление было развито Г. Эббингаузом. Он доказал, что объективное измерение в психологии можно применять и по отношению к другим явлениям, более сложным.

В науке использование эксперимента выявило другое его «качество» – с помощью опыта можно доказывать или опровергать предположения, имеющие внешнее происхождение по отношению к эксперименту.

Но в этот период эксперимент еще не стал ни основным, ни ведущим методом психологического исследования. Основным выступало самонаблюдение, которое прочно держало свои позиции. И только на рубеже эпох произошло значительное изменение в понимании роли эксперимента в психологическом исследовании.

К экспериментальному изучению мышления подошли психологи Вюрцбургской школы в первом десятилетии XX века. Развитие эксперимента в психологии тогда происходило по образцу и под влиянием естествознания. Человек рассматривался только как индивид, испытывающий воздействия материального мира. Шла дискуссия о месте и назначении эксперимента.

Развитие экспериментальных исследований в разных странах происходило по-разному, что можно объяснить сложившимися историческими традициями, спецификой социальной ситуации и запросов общественной практики.

Дата последнего обновления статьи: 23.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot