В наиболее общем виде методология представляет собой науку о методах – приемах, способах познавательной деятельности, обеспечивающих получение определенных результатов; систему принципов, способов организации теоретической и практической познавательной деятельности в определенной научной сфере.
Уровни методологии в психологии
Специфика методов исследования каждой отдельной научной сферы обуславливается особенностями предмета и объекта исследования. Принимая во внимание специфику личности человека как главного предмета изучения психологии, выделяют следующие уровни методологии данного направления научного познания:
- уровень философской методологии, который выражается в философской позиции по отношению к окружающей действительности в целом и месту, роли психики в ней. Содержанием данного уровня методологии являются общефилософские законы;
- уровень общенаучных форм, принципов познания;
- уровень специальной методологии, содержание которого определяют принципы психологии как науки;
- уровень методик, техник, наиболее близкий к исследовательской практике. Методологическое знание данного уровня представляется наиболее специализированным, подлежащим теоретическому осмыслению, интерпретации на уровне частно-научных концепций.
Дескриптивные функции методологического познания
Структурная организация методологии психологической науки непосредственно связана с функциями, которые она выполняет в процессе реализации научного познания. Выделяют следующие функции методологического познания:
- функция стимулирования, катализации процессов познания;
- функции проблематизации, критического осмысления функционирующих в рамках культурной модели идей, формирование творческой личности исследователя за счет воспитания культуры мышления, расширения кругозора;
- функция организации, структурирования научного знания как единого целого за счет синтеза, интеграции, разработки новых общенаучных форм и средств познания, категорий, концепций, единых философских мировоззренческих принципов;
- функция разработки стратегий развития наук, оценивания перспективности отдельных научных направлений при планировании комплексных исследований;
- функция мировоззренческой интерпретации научных результатов.
Все вышеперечисленные функции методологического познания носят дескриптивный характер, имеют форму ретроспективного описания уже реализованных процессов научного исследования.
Дескриптивная методология представляет собой рефлексию исходных оснований, предпосылок научного познания, осуществляется постфактум по отношению к возникающим научным подходам.
Нормативные функции методологического знания
В отличие от дескриптивных функций, нормативное методологическое знание носит нормативный, конструктивный характер, включает в себя рекомендации и правила реализации научной деятельности.
Нормативная методология представляет собой рефлексию формально-организационной стороны исследовательской деятельности.
Результатом нормативной методологии является создание норм и предписаний, соблюдение которых представляется необходимым для обеспечения правильности формулировки проблем как со стороны ее формы, так и внутреннего содержания.
Нормативная методология предоставляет исследователю определенные средства для решения поставленных задач, оптимизирует организационную сторону исследовательской деятельности.
Таким образом, психология представляет собой область научного познания, которая успешно использует методы философского, общенаучного познания, а также огромный спектр специальных, частно-научных техник, методик, технологий, приемов.