Коррекционно-развивающая деятельность – это создание необходимых социально-педагогических условий, направленных на оптимизацию развития ребенка и взрослого как участников воспитательно-образовательной среды, и организация условий, необходимых для исправления имеющихся нарушений в возрастном или профессиональном развитии.
Цель, задачи и условия коррекционно-развивающей деятельности
Сущность психолого-педагогической работы психолога состоит в том, что привести в норму психологическое развитие ребенка, в соответствии с индивидуальной и возрастной нормой.
Цель коррекционно-развивающей деятельности – оказание всесторонней помощи в полноценном психологическом развитии ребенка.
Основная задача коррекционно-развивающей работы психолога заключается в психолого-педагогической коррекции отклонений психического развития ребенка, посредством создания эффективных психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческого потенциала личности ребенка и сохранению его психологического здоровья.
На основании цели и задач коррекционно-развивающей работы психолога, выделяют его принципиальную профессиональную позицию по отношению к каждому ребенку, которая заключается в следующих аспектах:
- Не следует подгонять ребенка под определенные требования и стандарты, важно понимать и учитывать его индивидуальные особенности.
- Разработанная коррекционно-развивающая программа не должна подстраивать под себя ребенка, напротив, психолог должен при необходимости корректировать отдельные элементы программы под потребности ребенка.
- Включение в программу тех направлений, которые будут действительно обеспечивать необходимый уровень воспитания, обучения и развитие ребенка.
- Организованная коррекционно-развивающая работа должна быть полностью безопасной и способствовать сохранению психологического здоровья ребенка.
Основными условиями организации успешной коррекционно-развивающей работы психолога являются:
- Максимальный упор на психолого-педагогическое сопровождение возрастных возможностей детей и реализацию их резервов с опорой на сензитивность конкретного возрастного периода.
- Развитие в рамках воспитательно-образовательного процесса индивидуальных особенностей каждого ребенка, учет его склонностей, интересов, самосознания, жизненных планов, ценностных ориентаций, направленности и т.д.
- Создание в образовательном учреждении эмоционально и психологически благоприятного климата, который будет способствовать продуктивному общению и взаимодействию ребенка и педагогов, ребенка со сверстниками.
Методы и технологии коррекционно-развивающей работы психолога образовательного учреждения
Методы коррекционно-развивающей деятельности представляют собой комплексную систему коррекционно-развивающего воздействия, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов.
Основные компоненты методов коррекционно-развивающей работы психолога:
Методологический компонент – включает в себя основные идеи, задачи, целевые характеристики и исходные теоретические положения. Теоретические положения представлены знаниями из различных областей (психология, педагогика, социология, философия и т.д.).
Содержательный компонент – включает в себя описание основных этапов коррекционно-развивающей работы, цели и задачи каждого этапа, подробное описание его содержания (наполнения).
Технологический компонент – включает формы, методы, средства, приемы и форм работа с детьми.
В зависимости от формы организации коррекционно-развивающей работы психолога образовательного учреждения принято выделять следующие психолого-педагогические технологии и методы:
- Методы и технологии общей психокоррекции – это мероприятия общепедагогического характера, направленные на нормализацию социальной среды, в которой воспитывается, обучается и развивается ребенок. Посредством данных методов и технологий осуществляется регуляция и нормализация эмоциональных и психофизических нагрузок ребенка, проходит работа по психопрофилактике, психогигиен и педагогической этике.
- Методы и технологии частной психокоррекции – включают в себя методики психолого-педагогического воздействия. В данном случае организуется система специально разработанных и организованных психокоррекционных мероприятий, которые применяются психологом в общей системе воспитательно-образовательного процесса.
- Методы и технологии специальной психокоррекции – представляют собой комплекс мер, приемов и методик, используемых в работе с определенным ребенком или группой детей, с целью разрешения конкретных психологических проблем.
Коррекционно-развивающая работа может проводиться психологом в двух формах: индивидуальной и групповой.
Условия организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы:
- добровольное согласие ребенка или его родителей на получение помощи от психолога в рамках коррекционно-развивающей работы;
- установление доверительных взаимоотношений с ребенком;
- наличие внутренней мотивации ребенка на проведение коррекционно-развивающей работы, активное участие в организуемой психологом деятельности;
- право ребенка принимать оказываемую психологом помощь или отказаться от нее.
Все эти условия не всегда выполнимы при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку они не имеют достаточно развитой личностной рефлексии для того, чтобы осознавать свои проблемы и хотеть с ними справляться.
Специфика групповой коррекционно-развивающей деятельности психолога образования заключается в работе с группой как субъектом взаимодействия: целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Таким образом, в группе, помимо психолога, субъектом коррекционно-развивающего воздействия является вся система групповых отношений.