Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методики исследования памяти

Сущность понятия «память» в современной психологии

Определение 1

Память – это познавательный психический процесс и высшие психические функции по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний об окружающем мире, которые не исчезают из сознания человека.

Особенность психики человека состоит в том, что человек, отраженные внешние воздействия использует в будущем. В том случае, если бы накопленный индивидуальный опыт исчезал безвозвратно, то его формирование было бы невозможно. Информация прошлого не только сохраняется, но при необходимости воспроизводится человеком – это и есть память.

Замечание 1

Таким образом, память обладает очень важным свойством – запомнить, сохранить и воспроизвести прошлый опыт.

Память является психическим процессом и создает основу дальнейшего прогресса.

С. Л. Рубинштейн считал, что благодаря памяти возможности познания действительности значительно расширятся, распространяясь с настоящего на прошлое. Человек без памяти является существом мгновения, потому что прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее безвозвратно терялось бы в прошлом, отсутствовали бы знания и навыки, приобретенные в прошлом. Это значит, что между прошлым и настоящим существует связующее звено и этим звеном является память. Она дает возможность получать и использовать информацию и является важной составляющей процессов развития.

Память не только психический, но и сложный познавательный процесс, состоящий из самостоятельных, взаимосвязанных процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания.

Запоминание является мнемическим процессом, закреплением нового путем ассоциирования нового с ранее приобретенным.

Исходя из того, какова была активность человека в момент запоминания, запоминание делят на два вида – непроизвольное (не требующее усилий) и произвольное (специальное, осознанное).

«Методики исследования памяти» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В основе запоминания лежат психические ассоциации – их задача состоит в том, чтобы выявить связи между объектами и явлениями. Ассоциации могут быть простые, сложные, структурные, смысловые. Сложные ассоциации обуславливают высшие процессы памяти в большей степени по сравнению с простыми.

Сохранение – это тоже мнемический процесс, который связан с удержанием запечатленного материала в течение длительного времени.

К мнемическому процессу относится также забывание и воспроизведение. Забывание является процессом удаления ранее зафиксированных в памяти каких-либо данных. Эти данные могут забываться полностью или частично.

Процесс забывания имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Большая часть информации, не отмеченная памятью как важная, забывается, в противном случае, человек помнил бы абсолютно всё. Человеку свойственно забывать то, чем впоследствии он не пользуется.

Воспроизведение заключается в актуализации ранее закрепленного материала при извлечении его из долговременной памяти и переводе в оперативную. Воспроизведение имеет свои уровни сложности – уровень узнавания, уровень воспоминания. Основу воспроизведения составляют ассоциации.

Виды памяти

Рассматривая феномен памяти с разных точек зрения, были созданы различные классификации памяти.

Виды памяти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды памяти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По содержанию информации память бывает:

  • образная, полученная органами чувств – зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная;
  • эмоциональная – эмоции грусти, радости, гнева, страха, характеризующиеся высокой прочностью следов;
  • двигательная, сохраняющая различные движения и отвечающая, например, за танцы, плавание, игру на музыкальных инструментах, печатание на машинке;
  • словесно-логическая или вербальная память – память на словесное выражение мыслей.

По длительности хранения информации память бывает:

  • первичная или кратковременная память, которая хранит информацию в условиях одноразового восприятия;
  • вторичная или долговременная, действующая при многократном повторении информации и отличающаяся устойчивостью, инертностью и иногда недоступностью сознанию человека;
  • оперативная память, занимающая промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.Деятельность человека или другой вид его активности сопровождается оперативной памятью.

По цели запоминания информации память может быть произвольная и непроизвольная:

  • Произвольная память включается тогда, когда прилагаются волевые усилия для запоминания и стоит цель запомнить информацию.
  • При непроизвольной памяти информация запоминается сама собой – в основе жизненного опыта человека лежит непроизвольная память.

Исходя из приемов заучивания, различают логическую и механическую память:

  • Логическая память направлена на запоминание смысла изучаемого материала и предполагает предварительную работу мышления.
  • Механическая память направлена на запоминание учебного материала в той форме, в которой он воспринимается, поэтому воспроизводится заученный материал в тех словах, которые были предложены при заучивании. Ошибки при заучивании будут воспроизведены и при ответе.

По запоминаемой информации чаще всего встречаются смешанные типы памяти – зрительно-двигательная, двигательно-слуховая, зрительно-слуховая.

Память людей неодинакова и имеет различные виды. Одни плохо запоминают, но неплохо воспроизводят материал. Есть такие, кто быстро запоминает и так же быстро забывает из того, что когда-то запомнили.Третьи имеют сильную кратковременную и оперативную память.

Замечание 2

Один вид памяти может быть развит в высокой степени, а другой – в малой. Индивидуальный тип памяти человека определяет тот её вид, который развит в наибольшей степени.

Методы исследования памяти

Исследуя память специалисты устанавливают объем и прочность запоминания, характеризуют физиологическую природу забывания и дают описание возможных уровней смысловой организации памяти.

Объем и прочность элементарной памяти исследуются с помощью нескольких вариантов: это методы исследования удержания не связанных между собой элементов, методы исследования заучивания ряда этих элементов.

Суть первого метода состоит в том, что испытуемому дают возрастающий ряд элементов – это могут быть слоги, слова, числа и предлагают их воспроизвести в том же порядке. Объемом кратковременной памяти для испытуемого будет максимальное число воспроизведенных элементов без ошибок после однократного предъявления.

Различия между слуховой и зрительной памятью устанавливают с помощью тех же рядов только на слух или зрительно. Для данного метода характерна его разновидность – это эксперимент. Исследование памяти методом эксперимента начал немецкий психолог Эббингауз. Выбор материала в данной методике имеет основное значение для запоминания.

Эббингауз использовал бессмысленный материал, который давал возможность обеспечить к запоминаемому материалу индифферентное отношение испытуемых. Опыт запоминания бессмысленного материала у человека отсутствует, а составить его можно в любом количестве. Поскольку он бессмысленный, то каждому его элементу ничего не мешает придать вид отдельной единицы, т.е. трудность запоминания будет одинаковой.

Методы изучения опосредствованного запоминания разработаны Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Л. В. Занковым. Этими методами пользуются для исследования уровня смысловой организации памяти. Суть метода опосредствованного запоминания заключается в том, что задача испытуемого использовать для запоминания ряд слов со вспомогательными картинками – для каждой картинки надо подобрать логически связанное с ней слово. В данном случае картинки являются средством для запоминания, а слова – предметом для запоминания.

Специальные методики используются для изучения непроизвольного запоминания – это, например, методика А.А. Смирнова, которая предлагает испытуемым пару фраз для того, чтобы вывести определенные орфографические правила и придумать на эти правила примеры. Воспроизвести фразы, используемые накануне, испытуемым предлагалось на следующий день. Результаты опыта показали, что собственные фразы запоминаются продуктивнее предложенных экспериментатором.

Методика «Классификация изображений предметов» относится к наиболее известным методикам исследования непроизвольного запоминания. Экспериментальный материал представлен 15-ю карточками с одним предметом на каждой. Предметы легко классифицируются – это животные, фрукты, игрушки. Кроме этого на каждой карточке в правом верхнем углу написано двухзначное число.

Ребенок должен классифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, поставив сначала название группы. В конце теста ему предлагается воспроизвести по памяти сначала предметы в любом порядке, а затем числа.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot