Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой преподавания психологии: Рыбников, П. Лодия, А. И. Галич, Н. Я. Грот, Н. А. Бернштейн, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Н. Е. Введенский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич и др.
Далее рассмотрим понятие преподавания, семиотики, а также особенности семиотических аспектов преподавания психологии.
Понятие преподавания и семиотики
Преподавание представляет собой определенную деятельность учителя или преподавателя, в процессе которой происходит передача ученикам или студентам информации, организация самой учебной деятельности и ее оценка.
Семиотика как наука исследует теорию знаков.
Принцип наглядности в обучении
В культурно-исторической концепции Л. С. Выготского одним из утверждений являлась мысль о том, что главное различие в психике животных и человека – орудийность психики человека. По выражению Л.С. Выготского, «если основная и общая деятельность больших полушарий у животных и человека есть сигнализация, то основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, то есть создание и употребление знаков».
Наиболее общая схема концепции представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. «Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского»
Как правило, во всяком обучении обычно используются различные средства, однако не каждый предмет является наглядным. Так, некоторые специфичные предметы психологии не представляют возможным использование натуральных средств.
Семиотические аспекты преподавания психологии
Ниже рассмотрим различные изобразительные средства, которые используются в обучении.
- Фотографии. Обычно используются для изучения эмоций.
- Репродукции подходят для иллюстрации свойств нервной системы, темперамента человека и др.
- Плакаты используются в качестве опоры объясняемого материала. Здесь можно представить несколько распространенных моделей.
- Таблицы. Обычно таблицы используются для сравнения, например, различных концепций. Часто в качестве проверки знаний студенты получают таблицу для заполнения особенностей психических процессов или различных теорий развития индивида в онтогенезе.
- Схемы. Удобны для представления обобщенной информации.
- Рисунки.
Рисунок 2. «Личность в теории З. Фрейда»
Рисунок 3. «Личность в теории К. Юнга»
Рисунок 4. «Потребности в онтогенезе»