Область деятельности клинического психолога
Клиническая психология представляет область медицинской психологии и изучает психические факторы течения и происхождения болезней, влияние этих болезней на человеческую личность и психологические вопросы целебных воздействий.
Задачи и цели клинической психологии зависят от направления работы клиники - неврологической, психиатрической, соматической. Соматическая психология особое внимание уделяет внутренним заболеваниям, на которые влияют психические факторы, в частности это относится к гипертонической болезни, хронической коронарной недостаточности, бронхиальной астме, язве желудка. Клиническая психология изучает взаимоотношение пациентов и медработников, организацию работы сотрудников лечебных учреждений, создание благоприятной психологической среды, разработку психологических специальных методов, которые повышают длительность и результативность эффекта лечения, коррекцию личностных изменений, возникающих в процессе заболевания.
Разделы клинической психологии
В клиническую психологию входят следующие разделы:
• психология лечебного взаимодействия; • психология больного; • патология и норма психической деятельности; • психология индивидуальных различий; • клиническая возрастная психология; • клиническая семейная психология; • психологическое консультирование, психотерапия и психокоррекция; • психология девиантного поведения; • неврозология; • патопсихология; • психосоматическая медицина.
Компетенция клинического психолога
Клинический психолог должен владеть различными видами психологической помощи, воздействия на пациента.
В его ведение входит разработка плана обследования и вынесение экспертного заключения, а также определение наиболее эффективных и адекватных способов психологической помощи. В соответствии с этим, профессиональной компетенцией клинического психолога в области оказания психологической помощи оказывается психическая патология, которая исключает психические расстройства и психологические проблемы соматически здоровых и больных людей. Клинический психолог имеет право применять все возможные виды психологической помощи, включая консультирование, психотерапию и коррекцию.
Знания и навыки клинического психолога
Перечень теоретических знаний психолога, работающего в области клинической психологии, выглядит следующим образом:
- психология и её роль в медицине;
- основные теоретико-методологические основы медицинской психологии;
- подход системный как теоретическая основа знания психологической структуры болезни, реабилитации и восстановительного лечения;
- фундаментальные медицинские понятия;
- знания смежных областей, в частности, основы неврологии, основы психиатрии, теорию саморазрушающего поведения, учение о психических пограничных расстройствах, основы психофармакологии и психофизиологии.
- психологические факторы психических, психосоматических нарушений, концепцию предболезни, причины нарушений психической адаптации, социально-стрессовых расстройств, пути выхода из кризисных состояний.
- методы медицинской психологии и психологической диагностики;
- категории медицинской психологии;
- клиническую нейропсихологию;
- понятие патопсихологии;
- возрастные особенности психологических расстройств;
- учения о характере и личности;
- концепции психосоматических соотношений;
- теоретические, методологические подходы для решения задач психопрофилактики и психогигиены;
- психология кризисных и экстремальных состояний;
- принципы психологического сопровождения процесса лечения;
- психологические особенности лекарственной и нелекарственной терапии;
- медицинские и психологические аспекты социального поведения;
- особенности работы медицинских психологов;
- психологические основы психотерапии, реабилитации и восстановительного обучения;
- базисные психотерапевтические теории;
- юридические аспекты работы медицинских психологов.
Практические умения и навыки клинического психолога должны обеспечивать профессиональное квалифицированное решение задач в сфере психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции. К ним относятся:
- умение проводить психологическое обследование;
- владение экспериментально-психологическими методиками;
- владение приемами нейропсихологического исследования;
- владение методами компьютерной диагностики;
- использование различных методов психологической коррекции;
- владение методами семейного, индивидуального, группового консультирования;
- владение приемами восстановительного обучения;
- владение подходами организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
- владение навыками проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов.