Несмотря на широкое функционирование терминов «познавательная деятельность», «активность» по сегодняшний день понятие активности познавательной деятельности остается дискуссионным в современной научной литературе.
Подходы к пониманию активности познавательной деятельности
В подходах одних исследователей категория активности может сближаться в своем понимании с категорией деятельности; другие рассматривают ее как более широкое понятие.
В наиболее общем виде активность представляет собой способность живых существ производить движения и изменяться под влиянием внутренних и внешних стимулов-раздражителей; специфическая, универсальная форма деятельности, которая характеризуется многообразием собственных проявлений в познавательной, волевой, эмоциональной, личностной сферах.
Познавательная деятельность представляет собой синтез чувственного восприятия, теоретического мышления с практической деятельностью.
Реализация познавательной деятельности осуществляется постоянно на протяжении жизненного пути личности, во всех видах деятельности, при установлении коммуникативного взаимодействия с социальным окружением.
В свою очередь, познавательная активность выступает процессом приобретения знания, постижения закономерностей окружающей социально-природной среды, обусловленным развитием социально исторической практики, результатом которого является формирование нового знания о мире; личностное образование, деятельное состояние, умственное напряжение, волевое усилие, которое проявляется в процессе получения знаний.
Структура познавательной активности
В структуре познавательной деятельности можно выделить следующие компоненты:
- когнитивный уровень: непроизвольное внимание, наглядно-действенное мышление, зрительно-пространственное восприятие, механическая память;
- эмоциональный уровень: эмоции, психологические состояния;
- деятельностный уровень: умения, навыки.
Высокий уровень проявления активности познавательной деятельности имеет несколько значений: выступая как фактор личностного развития, она выступает стимулом для протекания всех мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности, мобилизации творческих сил для решения академических и профессиональных задач, положительно влияет на расширение и углубление системы знаний, служит показателем развития отдельных качеств личности.
Активность в процессах познания выступает неразрывно связанной с самостоятельностью: чем активней личность, тем более самостоятельной выступает она в процессе решения актуальных задач.
Активизация познавательной деятельности невозможна без активизации внимания личности: недостаток или отсутствие внимания не позволяет личности принимать активное участие в процессе реализации деятельности, сдерживает ее активность, негативно влияет на восприятие и интерпретацию условий академической или профессиональной ситуации.
Активизация познавательной деятельности
Управление активностью познавательной деятельности называют активизацией.
Под данным термином понимают длительный процесс побуждения личности к определенным видам деятельности, ориентированный на преодоление пассивных, стереотипных поведенческих паттернов, избегание спада умственной работы.
В процессе обучения активизация познавательной деятельности осуществляется посредством внедрения задач, проблемных ситуаций, направленных на поиск нескольких вариантов возможных решений познавательной задачи, проблемной ситуации; применение самопроверки, анализ собственных познавательных, практических действий.
Таким образом, активность познавательной деятельности выступает необходимым компонентом личностного развития, осуществляясь постоянно в процессе жизнедеятельности индивидуума. Интенсивность протекания познавательных процессов обусловлена личностными особенностями.